Posted 25 апреля 2016,, 09:42

Published 25 апреля 2016,, 09:42

Modified 31 марта, 03:33

Updated 31 марта, 03:33

Горизонтальная дорога как угроза вертикали власти

25 апреля 2016, 09:42
Сергей Лесков
Вложения в инфраструктуру - надежный способ выйти из кризиса. Но нам чужой опыт не наука.

Недавняя «прямая линия» с президентом России вновь обратила общественное внимание к российским дорогам. С лихорадочной быстротой отрапортовали об устранении озвученных недостатков – и успокоились. Между тем, ситуация с дорогами в России критическая. В 2014 году было построено 500 км, а в 2015 году - только 369 км. На 2016 год план еще меньше – всего 279 км. Дорог в России строят в четыре раза меньше, чем в 2000 году, когда страна только переводила дыхание после тяжелого кризиса, а нефть стоила 25 долларов за баррель.

Между тем, опыт других стран показывает, что именно инфраструктурные проекты и, прежде всего, строительство дорог служат самым надежным механизмом выхода из кризиса. Примеров масса. Но России чужой опыт не наука.

Можно предположить, что развитая инфраструктура нежелательна и даже враждебна российской элите, которая видит в динамичной среде угрозу бесценной стабильности. Мобильность населения отдает экстремизмом. Виртуальная телевизионная картинка в условиях тотального бездорожья становится единственным средством коммуникации в огромной стране, поддерживая иллюзорную связь общества и власти и сохраняя социальную стабильность. Жалобы на плохие дороги в ходе «прямой линии» напоминает разговор о веревке в доме повешенного.

По протяженности дорог самая большая страна в мире находится только на седьмом месте. 1,1 миллиона километров - примерно, как во Франции, и меньше, чем в Канаде. В США - 6,4 млн км, в Индии – 3,4 млн км. Трассу Москва – Санкт-Петербург впору занести в книгу рекордов Гиннесса – ее строят уже 15 лет. В Китае подобные трассы сооружают максимум за 4-5 лет.

В любой ситуации можно увидеть хорошее, было бы косоглазие. Неурожай, к примеру, препятствует обжорству, а пожар способствует украшению городов. Так вот, Росавтодор обнаружил, что на дорогах с хорошим покрытием водители чаще нарушают скоростной режим и выезжают на полосу встречного движения, что приводит к увеличению аварийности. Об эпохальном открытии объявлено на итоговой коллегии Федерального дорожного агентства за 2015 год. Тише едешь – живее будешь.

Итак, чем меньше хороших дорог, тем ниже аварийность. Если дороги вовсе не будет, то статистика автомобильных аварий будет сведена к минимуму. Вот благая цель! Если эту методу перенести в здравоохранение, отменить врачей и довериться знахаркам, то смертность от кардиологии можно быстро свести к нулю просто за отсутствием столь сложных диагнозов.

Еще год назад чиновники думали иначе, а теперь осенило. В 2014 году Росавтодор связывал снижение количества ДТП с увеличением скорости на дорогах хорошего качества. В регулярных отчетах по аварийности ГИБДД отдельным пунктом приводит статистику ДТП именно на трассах с плохим дорожным покрытием. В 2014 году из 199720 зафиксированных ДТП 51573 произошли из-за «неудовлетворительного состояния улиц и дорог». То есть из-за плохих дорог в России происходит каждое четвертое ДТП. За 2015 год статистика не приводится.

По экспертным оценкам, средняя стоимость дорожного строительства в России в 2,6 раза выше, чем в странах Евросоюза. В Европе 1 км стоит 7 млн долларов, а в России - от 12 до 17 млн. В США средняя цена за 1 км магистрали составляет 6 млн долларов. В России, если взять Федеральную целевую программу дорожного строительства, средняя стоимость 1 км в 2010-2015 годах составляет 17,6 млн долларов. Рекордсмен - Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге, где 1 км стоит 140 млн долларов.

В Китае, который мы часто берем за ориентир, стоимость 1 км намного ниже европейской и американской - всего 2,2 млн долларов. Там каждый год строится 30 тысяч км многополосных автострад. В России за первое десятилетие ХХI века построено 25 тысяч км дорог. Во втором десятилетии поставлена смелая задача проложить еще 18 тысяч км.

По данным экспертов Всемирного экономического форума, по качеству дорог Россия занимает 136 место в мире из 144. Оно оценено в 2,3 балла из 7. Дорожники обычно оправдываются, что у нас, мол, грунты не те, чем в других странах, а еще слишком часто температура переходит через ноль в межсезонье. Проблема трудных водонасыщенных грунтов, из-за которых дороги проседают, не говоря уже о переходах через ноль, в мире известна и решена. В США, к примеру, строят дороги на массивной бетонной подкладке, как взлетно-посадочные полосы.

У нас еще с советских времен пытались что-нибудь в дорожное покрытие подмешать. Этакая алхимия, о которой науке ничего неизвестно. То измельченные автопокрышки, то битое стекло. Начальникам показывали образцовые отрезки уложенных дорог. Но строгий ГОСТ и всякие там технологии в России держатся, пока не перережут красную ленточку. Азбучная истина – нигде так не воруют, как на щебне и песке. По мировому рейтингу коррупции Россия находится на 133 месте, что символическим и, видимо, не случайным образом совпадает с рейтингом качества дорог.

По данным Росавтодора, из 1,1 млн. км соответствуют нормативным требованиям лишь 38%. В федеральном ведомстве находится лишь 50 тысяч км. На их поддержание в божеском виде бюджет деньги отпускает. Нормативам соответствует 60% федеральных дорог. К 2018 году Росавтодор предполагает довести до соответствия нормативам 85% федеральных трасс.

Оставшийся 1 миллион километров - в ведении региональной и муниципальной власти. Финансирование местных дорог осуществляется только на 13%. Проблемы региональных дорог усугубляются еще тем, что губернаторы и главы муниципалитетов часто изымают средства из дорожных фондов на нужды, которые кажутся им более актуальными.

Ждать ли улучшения? В один из дней на минувшей неделе движение в центре Москвы, а особенно в районе проспекта Мира, было надолго остановлено. А событие-то всего-ничего – предвыборное мероприятие «Единой России». Поскольку «прямой линии» в тот день не было предусмотрено, о дорогах и автомобилистах можно было не беспокоиться. Нет, не думаю, что с дорогами у нас положение изменится. Мы не Америка. И не Китай.

Сергей Лесков