Posted 6 мая 2016,, 16:27

Published 6 мая 2016,, 16:27

Modified 31 марта, 03:25

Updated 31 марта, 03:25

Борьба за мир – это борьба за демократию

6 мая 2016, 16:27
Александр Желенин
Задача социалистов-интернационалистов в нынешних войнах состоит в разоблачении патриотической демагогии.

В маленькой горной швейцарской деревушке Кинталь состоялась научная конференция историков, политологов и профсоюзных активистов, посвященная столетнему юбилею другой политической конференции, прошедшей в этой же деревне и даже в том же самом отеле «Baren» ровно сто лет назад - с 24 по 30 апреля 1916 года. Тогда в Кинтале собрались 43 социалиста-интернационалиста из Германии, Франции, Швейцарии, России, Италии и других стран, чтобы выработать общие принципы борьбы против бушевавшей в это время в Европе Первой мировой (империалистической) войны.

Эти люди век назад составляли абсолютное меньшинство не только в своих странах, но и в своих партиях. Большинство социалистов и социал-демократов в 1914 году слились в шовинистическом милитаристском угаре со своими империалистическими правительствами. Социал-демократы Германии и социалисты Франции голосовали в своих парламентах за военные кредиты. Большая часть российских социал-демократов (эсдеков) также поддержала царское правительство, а социалисты-революционеры (эсеры) прекратили войну против него и, как, например, Григорий Котовский, шли добровольцами в армию.

Однако в океане этого милитаристского безумия ряд социалистов в разных странах твердо заявили: «Истинная цель этой всеобщей бойни — это обеспечение для одних того, что они награбили в течении столетий..., другие хотят нового раздела мира, чтобы увеличить свои владения; они хотят аннексировать новые области, разорвать на части народы, низвести их к роли простых рабов...»

Кинтальская конференция 1916 года была уже вторым подобным мероприятием социалистов-интернационалистов. Первая собралась годом ранее в другой швейцарской деревне с громким историческим именем Циммервальд. Там впервые оформилось радикальная левая интернационалистская группа, получившее позже название «циммервальдская левая». В Кинтале эти идеи были развиты и усилены. Однако радикальные социалисты-интернационалисты, в числе которых были левые русские социал-демократы (большевики), включая Владимира Ленина, Григория Зиновьева, Инессу Арманд, на обеих конференциях были в меньшинстве. Они заявляли, что прекратить мировую бойню можно лишь развернув солдатские штыки в сторону своих правительств, то есть путем превращения империалистической войны в войну гражданскую.

Итоговые заявления и в Циммервальде, и в Кинтале несли на себе отпечаток компромисса, к которому с большим трудом пришли их участники. Достаточно сказать, что, работая над итоговым документом в Кинтале, участники конференции не спали почти сутки, проведя их в бесконечных дебатах и табачном дыму.

«Циммервальдская левая» позиция поначалу была уделом маргиналов, абсолютного меньшинства. Однако, как пишет в своем докладе, подготовленном к нынешней Кинтальской конференции историк Александр Шубин, который лично не смог присутствовать в Швейцарии: «Циммервальдийцы П. Аксельрод, Ю. Мартов, Л.Троцкий, Я. Берзин, В. Ленин, Г. Зиновьев, Г. Ледебур, В. Коларов, Х. Раковский, М. Натансон, В. Чернов и другие были в 1915 году политическими аутсайдерами. Но мы знаем эти громкие имена – всего через два года начнется эпоха расцвета их политики. Позиция политических маргиналов стала основой международной повестки дня благодаря Российской революции, начавшейся в 1917 году».

Сто лет спустя в Кинталь на юбилейную конференцию съехались уже не политики и революционеры, а по большей части ученые: историки, политологи, антропологи, а также профсоюзные деятели.

История в некотором роде повторяется — внешний антураж конференции примерно соответствует тому, что было ровно век назад. В 1916 году шла мировая война, а сегодня войны полыхают на Украине, в Сирии, Ираке, Йемене... Соответственно, одной из целей собравшихся в Кинтале в 2016 году было сопоставление нынешних событий и истории столетней давности, а также попытка понять, что из идей прошлого актуально и сегодня, а что представляет интерес лишь для специалистов.

Любые исторические параллели хромают, но все же некоторые совпадения налицо. И тогда, и сегодня крупные империалистические государства, за которыми, как тогда, так и сейчас стоит крупный капитал и политики, представляющие его интересы, решают свои проблемы за счет сотен миллионов обманутых ими людей.

«Война - это продолжение политики другими средствами», - эту фразу немецкого военного теоретика Карла фон Клаузевица в 1916 году повторил Ленин. Вспомнили ее и на научной конференции в 2016 году. Если учесть другую известную фразу: «политика есть концентрированная экономика», то и сто лет назад, и много раньше, и сегодня правящие классы государства подталкивает к войне борьба за ресурсы. И здесь тоже параллели напрашиваются сами собой.

Однако между периодами войн начала XX века и начала XXI века есть и очевидные различия. Тогда социалисты-интернационалисты сходились на том, что в развязывании Первой мировой виноваты все главные ее участники: Российская, Австро-Венгерская, Германская, Британская империи, а также такие крупные империалистические государства как Франция и Италия.

Сегодня ситуация несколько иная. Скажем, в российско-украинском противостоянии мы видим тот случай, о котором в свое время писал тот же Ленин, утверждавший, что для определения характера войны каждый конфликт нужно рассматривать отдельно. В частности, он не исключал справедливого характера войны для одной из участвующих в ней сторон. Если бы речь шла, например, только о нападении Австро-Венгерской империи на Сербию, писал он, то со стороны последней такая война носила бы справедливый, оборонительный характер. Однако коль скоро во время Первой мировой такое нападение стало лишь поводом для начала широкомасштабных действий крупнейших государств того времени, которые задолго до этого готовились к схватке, эта бойня между мощнейшими странами того времени в целом носила империалистический, грабительский характер.

В то же время конфликт в Сирии, например, имеет гораздо более сложный характер. С одной стороны, мы видим здесь войну курдов за национальную автономию и светский, демократический характер общественного устройства. С другой, - стремление теократического «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещенная на территории РФ) и других исламистских сил к созданию средневекового Халифата на Ближнем и Среднем Востоке. С третьей стороны, в этом регионе столкнулись интересы крупнейших империалистических государств нашего времени и их объединений — США и других стран НАТО, Турции и Ирана, как отдельных региональных игроков, России, Саудовской Аравии и Катара.

У каждой из этих стран свои интересы в регионе и свои представления о правильном политическом и государственном устройстве для него. От того, какая из линий в итоге победит, во многом будет зависеть развитие не только этого региона, но и всего мира.

Еще одно отличие современной ситуации в мире от той, что имела место в 1914-1918 годах, состоит в том, что численность и влияние промышленного пролетариата в крупнейших и наиболее развитых государствах намного ниже, чем сто лет назад. Поэтому социалисты потеряли здесь свою социальную базу, во всяком случае, в ее классическом виде. Массовых антивоенных забастовок, как это было век назад (в 1918 году всеобщая забастовка была даже в сытой Швейцарии, которая не участвовала в войне) сегодня нет.

В связи с этим в Кинтале теперь прозвучала мысль, что задача социалистов-интернационалистов в нынешних войнах состоит в разоблачении патриотической демагогии, которой правительства крупнейших империалистических государств прикрывают свои планы захватов рынков сбыта и захвата территорий других стран.

Впрочем, говоря о современном массовом антивоенном движении, нельзя не вспомнить несколько многотысячных манифестаций в Москве в 2014-2015 годах, направленных против войны на Украине, которые сыграли важную роль в приостановлении активной фазы донбасского конфликта.

В резолюции Кинтальской конференции 1916 года «Отношение пролетариата к вопросу о мире» говорилось: «Аннексии, то есть насильственное присоединение чужих наций, разжигают ненависть между народами и увеличивают область трений между государствами» (выделено авторами, - «Росбалт»). Актуальность этой фразы, как видим, все еще очевидна. Это значит, что, к сожалению, актуальными остаются и условия, и общественные отношения, порождающие захватнические империалистические войны. А значит, и опыт борьбы против них.

Еще один тезис столетней давности, не потерявший своей значимости, напомнили на нынешней Кинтальской конференции. Он состоит в том, что борьба за мир неотрывна от борьбы за демократию. А борьба за демократию есть борьба за социализм. Естественно, за современный демократический социализм, который один только в состоянии покончить с войнами.

Александр Желенин