Posted 19 мая 2016,, 13:20

Published 19 мая 2016,, 13:20

Modified 31 марта, 03:17

Updated 31 марта, 03:17

«Евровидение» для несчастной страны

19 мая 2016, 13:20
Сергей Лесков
Ни в экономике, ни в науке снискать успех не получается, так что задачей становится сплясать и спеть всем на зависть.

Несчастна страна, где главным событием становится «Евровидение». О результатах этого конкурса, прошедшего в Стокгольме, говорят даже далекие от поп-музыки люди, которые его в жизни не смотрели. Такой же ажиотаж на Украине. Похоже на всенародное обсуждение романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго», которое было организовано в СССР в 1959 году: «Я книгу не читал, но скажу», С тем отличием, что в данном случае ничего организовывать не надо. Все высказываются горячо и добровольно.

Последняя новость — Европейский вещательный союз отказался пересматривать результаты, несмотря на петицию, собравшую две сотни тысяч подписей зрителей, которые были не согласны с процедурой голосования. Теперь уже на века: представительница Украины Джамала — номер один, а наш Сергей Лазарев — на третьем месте, что бурно переживается, как очередное унижение России, подстроенное Европой. От допинга в спорте до голосования в музыке — везде подлость и двуличие.

Почему нас так волнует «Евровидение»? Даже его поклонники уже на следующее утро не могут вспомнить песни, скроенные по одному шаблону. Победители гаснут без следа, как звезды в августе. Причины непомерного увлечения второразрядным шоу в странах Восточной Европы и в России — доступная возможность удовлетворить уязвленное национальное тщеславие. Ни в экономике, ни в науке снискать успех не получается, так что остается сплясать и спеть всем на зависть. При этом моду в поп-музыке диктует все равно Запад, который взирает на «Евровидение» как на шумную забаву дилетантов. Амбиции сродни цыганскому веселью на потеху хозяйскому застолью.

Не случайно лозунг «Россия встает с колен» укрепился в 2008 году после победы певца Билана на «Евровидении». Честно говоря, мне кажется неизмеримо более важной Нобелевская премия 2010 года за создание графена, которая была упущена Россией, потому что будущие лауреаты уехали на Запад, не сумев найти себя дома. И я уверен, что до тех пор, пока мы больше интересуемся Биланом и Лазаревым, чем Геймом и Новоселовым, мы и на музыкальных конкурсах будем в зависимом и вечно обиженном положении.

Для России «Евровидение» — это еще и цивилизационный выбор. На уровне массовой культуры конкурс ставит судьбоносный вопрос — Россия с Европой или без нее? Вопрос принципиальный со времен Петра. Погоня России за Европой напоминает миф об Ахилле и черепахе, которую быстроногий герой догнать не в состоянии. При Николае I маркиз де Кюстин припечатал нас так, что его и поныне цитируют. Наш любимый Маркс был отъявленным русофобом и рисовал Россию исключительно в черных красках. С такими экстремистскими настроениями он визу в современную Россию не получил бы и на границе был бы завернут обратно к другу Энгельсу.

Последнее время верх берет настроение, что и догонять Европу уже не надо, потому что она свернула на сомнительную дорожку и катится к духовному закату. В патриотической части общества не сложилось единого мнения о том, что же делать с «Евровидением» — бойкотировать конкурс, в котором чествуют «бородатых женщин», или же поразить европейский вертеп достижениями славной отечественной эстрады. Пока побеждает второй вариант, тем более что конкурс очень яркий. Чем меньше хлеба, тем больше зрелищ требуется народу.

И все-таки мне представляется, что «Евровидение» — чрезвычайно нужное мероприятие. Это самый крупный социологический опрос на континенте. Результаты голосования — это лакмусовая бумажка, во многом они заданы политическими симпатиями. Музыкальные достоинства вторичны. Результаты эксперимента в 2016 году говорят о том, что европейская элита настороженно относится к России и стремится урезать ее амбиции.

Профессиональное жюри в России из того же теста — проявило абсолютный политический слух. Корифеи поп-музыки из России поставили Украине ноль баллов. Можно было не сомневаться, что коллеги из Украины ответят взаимностью. А где же принципы? Где святое искусство и музы? Школа у нас одна, с гастролями и «чесом» еще вчера не вылезали от соседей. Показательно, что зрители из России и Украины поставили друг другу высокие оценки. И это подтверждает, что разогретый политиками конфликт далек от настроений общества.

Результаты «народного», зрительского голосования, где победил Лазарев, говорят о том, что западная элита оторвалась от общества. «Евровидение» подтверждает тенденцию, которую обнажила президентская кампания в США, выборы мэра Лондона, тотальное падение популярности канцлера Германии и президента Франции. Элита смотрит на мир иначе, чем общество, а общество устало от элиты, которая не обращает на него внимания. Общественная петиция о пересмотре результатов «Евровидения» находится в русле этого вектора.

«Евровидение» задумано как конкурс, который объединяет народы Европы. Поэтому по статусу на сцену не допускаются политика. Для Украины было сделано исключение. Эта щедрость может обернуться провокацией с непредсказуемыми последствиями.

В Польше, которая не отмечена русофильством, газеты уже возмущенно пишут, что на следующий конкурс на Украине можно представить песню о волынской резне, которую устроили полякам украинские националисты в 1943 году. Число жертв — от 100 до 200 тысяч человек — сопоставимо с атомной бомбардировкой Хиросимы. Взаимных претензий в Европе — не расхлебать.

Сергей Лесков