Posted 9 июня 2016,, 10:25

Published 9 июня 2016,, 10:25

Modified 31 марта, 03:02

Updated 31 марта, 03:02

Возможен ли Майдан в Казахстане?

9 июня 2016, 10:25
Сергей Лесков
Напрашиваются четыре версии событий в Актобе. Одни кажутся невероятными, другие вытекают из суровой реальности.

В Казахстане, который мы привыкли считать спокойной страной, произошли крупные террористические атаки. Террористы попытались захватить воинскую часть. Убито два десятка людей, еще десятки ранены, многие террористы скрылись. Непонятно, кто стоит за терактом и кому он выгоден. Комментарии властей невнятны, и от этого еще более тревожно.

Нет на свете страны, где я бывал чаще, чем в Казахстане. Десятки раз, и даже в Актобе, который раньше назывался Актюбинском, бывал. Этот город основан русскими казаками, до революции 80 процентов жителей были православными. Сейчас русских осталось 15 процентов, но это общая картина для всех городов Казахстана. Так или иначе, у меня есть основания считать, что я ориентируюсь в казахстанских реалиях. Поэтому попытаюсь проанализировать, что же могло произойти в бывшем русском Актюбинске.

Казахстан – ближайший союзник России по всем экономическим, политическим и военным блокам. Без него стратегические планы России по воссозданию Евразийского блока немыслимы. Эта страна считается гарантом стабильности в Центральной Азии. И если стабильность в Казахстане будет подорвана, это станет тяжелым испытанием для России. Это взрыв всей Евразии и огромные проблемы для России. К тому же у России с Казахстаном самая протяженная в мире сухопутная граница - 7500 км. Для сравнения – с Украиной 1300, с Китаем – 4300 км. Даже у США с Канадой, если отбросить Аляску, граница короче. Если в Казахстане начнутся беспорядки, России придется перебрасывать силы с западного направления.

События в Казахстане близки России не только из сочувствия к близкому союзнику, но также из-за здорового эгоизма. Мы уже прозевали Украину с Майданом. Как бы не прозевать Казахстан с Актюбинском.

Попытка захватить воинскую часть может показаться либо безумством, либо свидетельством неискушенности экстремистов, кем бы они ни были. Режим Каддафи в Ливии был политически стабилен и экономически успешен. Однако в один прекрасный день боевики в Бенгази взяли штурмом воинскую часть и развязали гражданскую войну. В итоге страна теперь разрушена. Фидель Кастро тоже начал свою революцию со штурма казарм Монкада, в котором участвовало совсем немного «барбудос». С точки зрения экстремистов, Актобе для начала гражданской войны – идеальное место. Город удален от центра страны и, в то же время, в нем сосредоточена нефтяная промышленность, что дает основания надеяться на экономическую независимость.

На мой взгляд, можно высказать четыре версии относительно того, что случилось в Казахстане. Одни кажутся невероятными и сомнительными, другие - логичны и вытекают из суровой реальности. Но для порядка перечислим все.

Рука Москвы

В день террористической атаки силовики Казахстана обвинили в попытке государственного переворота пивного короля Тахтара Тулешова. Это яркая фигура на политическом небосклоне Казахстана. Своей эпатажностью он напоминает короля «Черкизона» Тельмана Исмаилова. При этом Тахтар Тулешов подчеркивает свою пророссийскую ориентацию. Он всячески поддерживает русский язык и казачьи организации, имеет прочные связи в российской политической тусовке. Недавно он издал восторженную книгу о Путине.

Но в январе в родном Чимкенте пивной король был арестован. Его обвинила во всех грехах – в организации недавних протестов против нового Земельного кодекса и в попытке государственного переворота. Пусть от Чимкента до Актюбинска тысяча километров по безлюдной степи, но и не такие обвинения случались в нашем отчестве.

Тем не менее, невозможно даже в страшном сне представить российского политика, который строил бы козни против Казахстана. Это один из немногих козырей в российской политической колоде. А вот раскручивать эту версию объективно выгодно тем, кого не устраивает союз России и Казахстана.

Рука Вашингтона

Геополитический миропорядок позволяет высказать максиму: то, что невыгодно России и Китаю, который инвестировал большие деньги в Казахстан, выгодно Америке. Оппозиция в Казахстане получает гранты от американских фондов, в числе которых лидирует известный российскими проектами Фонд Сороса. Казахстан, наравне с Азербайджаном, числится следующим пунктом в перечне «оранжевых» революций.

При этом надо признать, что, как бы ни был любезен русскому сердцу мудрый президент Казахстана, демократичным и либеральным в западном понимании его режим назвать нельзя. По конституции Нурсултан Назарбаев может избираться президентом неограниченное число раз. Впрочем, на постсоветском пространстве это не исключение.

Если говорить об экономике, то мятеж в Казахстане создал бы хаос в Центральной Азии, закрыл бы проект китайского Шелкового пути и сделал бы безальтернативными американские проекты Трансатлантической и Транстихоокеанской зон.

Рука ислама

Из расположения «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ), которое теряет позиции в Сирии и в Ираке, возвращаются побитые, но жаждущие реванша боевики. Пока религиозность в Казахстане слабее, чем в других государствах Центральной Азии. Но радикальный ислам набирает силу. В этом году в Казахстане было задержано несколько групп молодых людей, которые направлялись на территорию ИГ.

Особенно усиливаются позиции салафитов в западном Казахстане. Актобе – центр нефтяной промышленности, и здесь особенно чувствуется имущественное расслоение и обострено чувство социальной несправедливости, к которому успешно апеллируют исламисты.

В 2011 году в Актюбинске уже случались массовые беспорядки с жертвами среди силовиков. Западный Казахстан «беременен бунтом», эти настроения исподволь подогревают местные элиты, которые оппонируют центру.

Рука кланов и оппозиции

Президент Назарбаев находится у власти с 1989 года, тут он рекордсмен на постсоветском пространстве. Как бы ни была сильна власть президента, внутренняя оппозиция, которая построена на традиционном клановом обществе Казахстана, у него имеется, но она сочла за лучшее осторожно затаиться.

Президенту 75 лет, а сына у него нет. Неизбежен скорый транзит власти, которая опять упадет кому-то в руки на долгий срок. Ставки растут, у влиятельных кланов велик соблазн попробовать испытать власть на прочность. Так сказать, разведка боем.

Слишком много предположений. Слишком мало достоверной информации. И поэтому слишком велик риск для всего региона и для России. Сообщение Комитета национальной безопасности Казахстана о предотвращенной попытке государственного переворота, организованной директором пивного завода, выглядит несерьезным. Спецслужбы не там ищут. Ложный след еще более увеличивает тревожность.

Сергей Лесков