Posted 14 июня 2016,, 15:19

Published 14 июня 2016,, 15:19

Modified 31 марта, 03:00

Updated 31 марта, 03:00

Будет ли Чемпионат-2018?

14 июня 2016, 15:19
Иван Преображенский
Решение УЕФА об условной дисквалификации российской сборной неминуемо скажется на футбольных перспективах нашей страны.
Сюжет
Евро-2016

После условной дисквалификации российской сборной на Евро-2016, решение о которой принял Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА), пошли разговоры о том, что Россию лишат «домашнего» чемпионата мира в 2018 году. Мол, и болельщики у нее слишком агрессивные, и стадионы не готовы, и даже сами россияне не смогут прийти посмотреть матчи, потому что «из-за разницы курсов валют» у них теперь не хватит денег, чтобы купить билеты.

Все это, в общем-то, не далеко от истины, хотя этим мы вряд ли отличаемся от тех же бразильцев, которые тоже многое не успели вовремя достроить к чемпионату 2014 года и, тем не менее, провели его достаточно успешно.

Что касается стадионов, то ситуация такова: их нет, но они должны появиться за два года. И появятся, если, разумеется, денег хватит. Так же, как гостиницы, которых тоже еще нет, новые дороги, а возможно и один-два маршрута скоростных поездов.

Финансы наверняка найдутся, поскольку ЧМ-2018 года это «политический» проект. В крайнем случае, власти и правда запретят, например, продавать подержанные автомобили без диагностики в автосалоне и извлекут из этого лишние доходы в бюджет. Пусть даже после этого большинство российских водителей, которые сейчас с трудом уже могут позволить себе новую «иномарку» даже российской сборки, вынуждены будут вообще отказаться от замены автомобиля.

Если и это не принесет это достаточно средств — всегда можно пойти дальше, и начать рейды по гаражам, чтобы обложить налогом мастеровых, которые там чинят автомобили, не платя, естественно, никаких налогов. Или еще раз залезть в закрома Пенсионного фонда. В общем, было бы желание, а деньги пока найдутся.

Найдется и кому строить. В 2013 году польские строительные кампании старались продемонстрировать россиянам свои возможности, а чиновников из городов, которым доверили проведение ЧМ-2018, возили по стадионам, где проходил Чемпионат Европы 2012 года. Тогда поляки удивлялись, почему их никто не приглашает строить дешевые «корпусные» отели, которые можно возвести за пару месяцев или ремонтировать российские дороги. Ведь они честно признавались, что готовы на такой «глубокий» обмен опытом, что согласны даже работать по российским стандартам откатно-взяточных схем.

В ответ особо циничные российские гости объясняли, что «стройка века» в России происходит совсем уж по особым правилам. Вначале должны быть освоены многомиллиардные бюджеты. На них не будет построено ничего. А потом на оставшиеся средства, которые составят уже «многомиллионный бюджет», наконец, начнется строительство. Тогда к нему и допустят специалистов, умеющих строить быстро и дешево. Хотя бы тех же самых поляков. Судя по всему, именно так сейчас и происходит. Пришло, наконец, время дешевого и быстрого строительства — освоение бюджета заканчивается.

Чемпионат должен пройти в 11 городах на 12 стадионах: в Москве (на двух аренах), Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Екатеринбурге, Калининграде, Саранске, Волгограде, Нижнем Новгороде, Самаре, Ростове-на-Дону. Сейчас в наличии есть три стадиона: «Спартак» в Москве, «Фишт» в Сочи и «Казань-арена». Кроме того, нет сомнений, что в срок будет закончена модернизация московской арены «Лужники».

Из тех городов, где стадионы еще не построены, самыми проблемными считаются Санкт-Петербург, Калининград и Самара. Что касается северной столицы, то здесь на прошлой неделе городскому заксобранию пришлось одобрить поправку, увеличивающую стоимость строительства «Зенит-Арены» на 4,3 млрд рублей. Изначально работы по возведению футбольного стадиона на Крестовском острове оценивали в 6,7 млрд рублей. С учетом последних поправок, объект подорожал примерно до 39 млрд рублей.

В Калининграде рапорты строителей уже начинают выглядеть как юморески. Например, по состоянию на конец апреля сообщалось, что стадион Калининграда к ЧМ-2018 готов на 18%. В Самаре же вообще меняют подрядчика — стройка, считай, что и не начиналась.

Во сколько в итоге обойдется госбюджету чемпионат, сейчас не может сказать никто. Формальная сумма не менялась — это «всего лишь» 631,5 млрд рублей. Но она не учитывает в полной мере траты региональных и муниципальных бюджетов. А ведь есть еще разные государственно-частные партнерства и затраты на модернизацию инфраструктуры, которые считаются отдельно. Так что, говоря о 631,5 млрд рублей расходов оргкомитета ЧМ-2018, что даже после падения курса рубля составляет около 10 млрд долларов, надо понимать, что это отнюдь не общая и не итоговая сумма.

Есть, кстати, еще и затраты на безопасность. После начавшегося скандала с российскими болельщиками на чемпионате во Франции, очевидно, что они изменятся в большую сторону. Даже если не захочет Россия, от нее наверняка этого потребуют международные футбольные федерации, которые увидели, как плохо наши госорганы, ассоциации болельщиков и правоохранительные структуры выполняют свою работу, если им целевым образом не отдан на этот счет приказ.

Снизится и прибыль от проведения чемпионата. Ранее глава ФИФА Джанни Инфантино уже говорил, что наверняка придется вводить отдельную, четвертую (самую дешевую) категорию билетов, чтобы их смогли купить россияне, для которых «вход» на чемпионат стал слишком дорог после падения курса рубля. Теперь же, после марсельских драк, скорее всего заметно снизится число иностранных туристов, которые поедут в Россию на футбол. Никто не любит, когда его бьют прямо на стадионе, а за два года такое не забудется.

Инфантино, конечно, прав, и Россия наверняка успеет завершить (как всегда, в авральном режиме и ценой неимоверных усилий) подготовку к Чемпионату мира по футболу 2018 года за оставшиеся два года. Вопрос только в том, что это первенство может досуха «выдоить» национальный бюджет.

Но мы ведь за ценой не постоим, если речь идет о престиже страны, тем более, что год чемпионата совпадает с годом президентских выборов. И провалить властям нельзя ни то, ни другое. Даже при том, что одна задача, очевидно, другой противоречит. Потому что для хорошей подготовки к чемпионату с населения надо как можно больше денег «содрать», раз уж других источников доходов у бюджета уже не осталось, а для успешных выборов их гражданам, по идее, наоборот, надо раздавать.

Иван Преображенский