Posted 24 июня 2016,, 07:16

Published 24 июня 2016,, 07:16

Modified 31 марта, 02:52

Updated 31 марта, 02:52

Повод для оптимизма

24 июня 2016, 07:16
В долгосрочной перспективе Brexit может не иметь заметных последствий — в современном мире «общий статус межстрановых отношений» не так важен для бизнеса и развития.

Как выясняется, вчера британцы проголосовали за выход из Евросоюза. Несколько неожиданно, потому что опросы в последние дни показывали небольшое, но устойчивое большинство за то, чтобы остаться.

Будут ли у этого какие-то серьезные экономические последствия, понятно плохо. То есть понятно, что фунт резко упадет в ближайшие часы (уже, собственно, резко упал) и что его курс будет ниже того, что был в последние годы в течение некоторого времени. Однако непонятно, чем это само по себе плохо для британской экономики и, скорее всего, даже хорошо — с учетом все еще относительно высокой безработицы и медленного роста зарплат, более низкий курс фунта может помочь (точно так же, как соросовская спекулятивная атака, обрушившая завышенный курс фунта в 1992-м — это точка, с которой начался бурный рост 1990-х). Наконец, в долгосрочной перспективе Brexit может также не иметь заметных негативных последствий — в современном мире «общий статус межстрановых отношений» не так важен для бизнеса и развития. Торговые договоры и технические протоколы, выгодные для обеих сторон, просто останутся на своих местах.

Лондону, конечно, будет труднее удерживать статус финансовой столицы Европы, но основная причина, почему в Лондон текут русские, например, деньги и мозги — не «финансовые». Бывшие чиновники и опальные бизнесмены бегут туда из-за того, что оттуда «выдачи нет» (в отличие от не менее притягательной для жизни и более дешевой Испании, например). Те же чиновники и успешные бизнесмены посылают детей учиться в Англию из-за преимуществ системы образования (и, я бы сказал, маленького внутреннего рынка — американские университеты и колледжи лучше английских, но английские намного раньше повернулись лицом к миру, предоставляя огромный спектр услуг — и, главное, уровней — для детей из-за границы). Так что и здесь от выхода из Евросоюза ничего не меняется.

Наконец, для Евросоюза тоже есть польза. Еще раз — это сотни лет назад отношения между странами определялись отношениями королей и «большими союзами». Сейчас важное в отношениях — возможности для торговли, проникновение технологий, свобода миграции определяется не одним договором и не членством в чем-то, а множеством мелких договоренностей и регуляторных практик. Поскольку большинство этих мелких договоренностей — и так взаимовыгодные (или компромиссные), они останутся на своих местах и мало что сильно поменяется. (Собственно, поэтому так легко стало регионам «раздумывать о выходе» — и вчерашний референдум дает, очевидно, новые стимулы для сепаратизма — столь же малозначительного — Шотландии.) Основным изменением в Евросоюзе станет относительное увеличение роли Германии и Франции, что, в сущности, облегчает движение к «единой европейской стране», ускорившееся после кризиса 2008 года. И сделает ближе границы ЕС и «еврозоны», так же облегчая это движение.

Прочитать оригинал поста Константина Сонина с комментариями читателей его блога можно здесь.