Posted 24 июня 2016,, 12:15

Published 24 июня 2016,, 12:15

Modified 31 января, 10:44

Updated 31 января, 10:44

Буржуи против бюрократов

24 июня 2016, 12:15
На переломных рубежах русской истории народ в схватке «азиатской деспотии» с народившимися буржуа всегда встает на сторону деспотии. В этом и состоит главная трагедия русской буржуазии.

Суть российской политики новейшего времени — это если очистить ее от всякой шелухи и посмотреть на ядро — борьба бюрократии с буржуазией (или, как ее теперь принято политкорректно называть, «предпринимателями»). В российском государстве у слоя государственных служащих и управленцев всегда была особая стать и особый статус, это был, вообще говоря, отдельный политический класс. Старина Маркс, помнится, называл тип государств, коими управляет такой политический класс, «азиатскими деспотиями». Вот это как раз про нас.

Буржуазия является естественным противником правящего слоя в азиатских деспотиях — именно поэтому ее там стараются всячески гнобить и, главное, ни в коем случае не давать поднять голову и прорваться «к рулю». У нас поначалу, после развала СССР, первое время бюрократия находилась в состоянии грогги — так фактически прошли все 90-е. За это время предпринимательский слой успел не только образоваться и нарастить жирок, но и «приподняться» и даже протянуть пухлые ручонки к святая святых — рычагам государственного управления.

И вот с самого начала «нулевых» пошел жесткий реванш бюрократии, который вполне можно назвать если не контрреволюцией, то контрреформой точно. Поскольку мы обсуждаем вопрос о власти, проще всего проследить процесс на примере контрреформы избирательного законодательства. По сравнению с 90-ми законы о выборах в России перекорежили практически полностью, от и до, в несколько этапов. Но в чем была суть этого процесса?

С одной стороны, бюрократии никакие выборы вообще не нужны: она ведь уже «там», у власти, ничего больше делать она не умеет, да и не хочет. Поэтому первой линией избирательных контрреформ всегда была отмена выборов как таковых — за это время отменяли и выборы по одномандатным округам, и выборы губернаторов, и выборы мэров. Это было даже немного наивное в своей откровенности действо, по принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно!». Ведь совсем отменить демократию очень трудно и как-то архаично, совсем уж кондово — поэтому «отмененное» приходилось периодически, со скрипом и визгом, возвращать, плюясь от досады, обратно (вернули и губернаторов, и округа — хотя в вопросе о мэрах «держатся», практически по всей стране эти выборы до сих пор отсутствуют). Но очень хочется — ведь если выборов в принципе нет, проклятые буржуа не будут иметь никаких легальных способов потревожить всевластие бюрократии! Эх…

Но была и вторая, более «взвешенная» линия в «исправлении» законодательства о выборах: если коротко, то ее можно назвать «последовательным ограничением пассивного избирательного права». Проще можно сформулировать так: если выборы не удается отменить полностью, необходимо и достаточно будет полностью взять под контроль один только процесс выдвижения кандидатов на выборные должности. Чтобы ни одна сволочь по собственной инициативе не имела возможности выдвинуться куда бы то ни было!

Конституция гарантирует каждому гражданину РФ «право избирать и быть избранным» (ст.32, п.2) Вот второе как раз и есть «пассивное избирательное право», и именно его в РФ последовательно низвели почти до нуля. Главный удар по «пассиву» нанесли в 2009 году, при «либерале» Медведеве — когда отменили на выборах всех уровней «избирательный денежный залог». Очевидный удар именно по буржуазии — то есть по «людям с деньгами». Отныне и по сей день наглый буржуа должен униженно выклянчивать у чиновника само право куда-либо избираться — а чиновник, оттопырив губу, решает — «пущать или не пущать». Чаще всего решает, понятно, «не пущать» — и в этом вопросе даже деньги (размер взятки) для него не главное; важнее классовый интерес.

Вы спросите с нетерпением: да что вы все про бюрократов и буржуев, как будто никого кроме них нет! А народ, народ-то что? Что вы за народ скажете?

А про народ тоже интересно. Все эти описанные и довольно откровенные манипуляции бюрократии с законами были бы трудноосуществимы, если бы… если бы народ в своей массе не был в этой войне на стороне бюрократии.

В этом, если угодно, и состоит главная трагедия русской буржуазии: практически всегда на переломных рубежах русской истории народ в схватке «азиатской деспотии» с народившимися буржуа встает на сторону деспотии против «предпринимателей». Предпринимателей у нас как не любили с 90-х, когда они еще ходили в бесивших все остальное общество «красных пиджаках» — так продолжают не любить и сейчас, хотя они давно уже переоделись в более цивильное и вообще начали осознавать, что лучше им как можно меньше выделяться.

Все инициативы последних полутора десятилетий — придушивание СМИ экономически и административно (цензура), разгром всех значимых общественных движений и организаций «на корню», уничтожение даже намеков на независимость суда и полное низведение «третьей власти» до уровня плинтуса, изоляция от Запада, потрошение демократических процедур до полного муляжа — все объясняется в конечном счете одним: стремлением тотально перекрыть буржуазии все пути «во власть» и даже прикрыть все способы влияния на власть.

А народу нравится! Почему? Оставим разбор причин для отдельного поста, а тут для начала просто констатируем: население РФ имеет достаточно ярко выраженный антибуржуазный настрой, идеи уравнительности и общинности (современного «коллективизма») в нем очень сильны. Путинизм, как можно назвать движение государства к тотальной бюрократизации всего и вся, потому и является столь успешным, что он опирается на глубинное, «нутряное» народное одобрение.

«Проклятых буржуев» гнобят? Не дают им и головы поднять?! Так это же хорошо, мало только!

Отметим и еще один момент: даже наша «несистемная оппозиция» в своих филиппиках в адрес «кровавого режима» данного «слона» упорно никак не замечает, говорит о чем угодно, только не об этом, главном противоречии современного российского общества.

А ведь на самом деле вовсе не постоянные перебранки «прогрессивной общественности» и «патриотов-государственников» по поводу Крыма, Украины, США и коррупции составляют суть российской политики; это все из серии «милые бранятся». Главное начнется, когда люди всерьез станут выбирать сторону, за кого они в борьбе: за бюрократов или за буржуев? Когда вопрос станет ребром, очень многие, уверяю, перекрасятся самым неожиданным образом. Серьезнейшим образом перетасуются все лагеря — и националистов, и социалистов, и экологов, и либералов, и даже шахматистов.

Вот тогда и начнется настоящая политическая жизнь.

Прочитать оригинал поста Алексея Рощина с комментариями читателей его блога можно здесь.