Posted 24 июня 2016,, 22:00

Published 24 июня 2016,, 22:00

Modified 31 января, 10:45

Updated 31 января, 10:45

Государство против футбола

24 июня 2016, 22:00
Сергей Лесков
В современном мире спорт, который прежде считали занятием для не самых образованных, стал индикатором состояния высоких технологий.
Сюжет
Евро-2016

Чемпионат Европы по футболу закончился для сборной России досрочно. Последнее место в группе и неофициальное звание худшей команды на турнире. Даже у самых преданных болельщиков игра сборной оставила на душе не разочарование, а опустошение. Не крах надежд на Евро-2016, а осознание полной бесперспективности на будущее. Что особенно обидно – это чувство возникло накануне домашнего чемпионата мира, который пройдет уже в 2018 году.

По моему глубокому убеждению, иного от сборной России ждать не приходилось. Ее провал был запрограммирован и предопределен, как неизбежен закат солнца или приход зимы. И причиной тому вовсе не качество игроков и не квалификация тренеров. Накануне чемпионата я написал в социальных сетях короткий пост: «Сегодня начинается чемпионат Европы по футболу. Все полны ожиданий, во рту слюны навар кудрявый. Мой прогноз: наши пролетят, как никогда. И оставят у болельщиков мерзкое впечатление».

Некоторые добрые и позитивные люди обвинили меня в пессимизме, очернительстве и неверии в силу русского духа и икроножной мышцы. Я не испытываю злорадства от того, что предсказание сбылось. Лучше бы прогноз провалился. Я сопереживаю моей команде в любом ее состоянии. И все же – почему я был полон пессимизма, который враждебен и чужд склонной к светлым иллюзиям душе болельщика?

Что определяет уровень развития футбола? Климат, национальные традиции, массовость. Это традиционная точка зрения, она лежит на поверхности. Но почему в последние годы неуклонно поднимается вверх Исландия, почему постепенно откатывается назад родина многих кудесников мяча Бразилия и почему растут акции прежде совсем нефутбольных Китая и Японии? Разговоры о том, что русские по природе своей неспособны освоить футбол опровергаются тем, что сборная СССР трижды брала серебро на чемпионатах Европы, а однажды даже стала чемпионом континента. В эпоху, когда мы не знали понятия «легионер», а зарплаты были грошовыми, клубы из СССР выигрывали европейские призы и выступали значительно достойнее, чем сейчас.

Современный футбол – это индустрия. Его уровень является отражением способности государства и общества к инновациям и творческим прорывам, восприимчивости к неординарным дарованиям. Кроме того, футбол, который прежде считали занятием для не шибко образованных людей, служит индикатором состояния высоких технологий: спортивная медицина, фармакология, оборудование, качество футбольных полей. В Испании и в Голландии футбольных полей больше, чем в необъятной России, про их качество даже не говорим.

А еще футбол – это зеркало эффективности менеджмента и уровня управленческих технологий, индикатор коррупции чиновников и неподкупности судей. Конечно, успех национальной команды невозможен и без развития детского спорта, который в нынешней России из-за отсутствия прибыли оказался на задворках.

Россия ориентируется на консерватизм, демонстрирует неспособность к модернизации и созиданию во всех областях, кроме запретительного законотворчества. Архаика проецируется на футбол и выносит его ногами вперед. Сборная России была приговорена к поражению общей атмосферой в стране. Кстати, эти тенденции объясняют то, что в решающих матчах на протяжении уже долгого времени сборная производит пассивное и даже трусливое впечатление. Забитость, наказуемость инициативы, дрожь в коленках – повсеместный закон российской жизни.

Конечно, нетрудно привести примеры, которые опровергают эти максимы. Футбол остается игрой, где велика роль случая и вдохновения, а отдельный футбольный гений может перевернуть стройную логику. Но я говорю об общем векторе и тенденциях. Слишком давно наши футболисты в главных, решающих матчах выглядят как побитые собаки. Обреченность и забитость стали правилом нашего футбола.

Нет ни одного болельщика, который не был бы уверен, что российский футбол окутан коррупцией, а судьба многих матчей решается за пределами полей. Чиновники отрицают все обвинения и делают невинные глаза. Но они покрывали и любителей допинга, пока МОК не поймал их за руку и наложил на Россию жестокие санкции. Обман, коррупция и неуважение к закону – тоже общероссийские проблемы, которые в преломлении на футбол на корню уничтожают бойцовский дух.

Успехи футбола в нашей стране совпали с эпохой, когда мы вышли в космос, находили и осваивали новые месторождения, перекрывали реки, строили атомные электростанции, развивали наукоемкую промышленность и гребнем собирали Нобелевские премии. Не думаю, что советские футболисты побеждали исключительно по той причине, что ценили звание советского человека и верили в коммунистический идеал. Воспитательная работа, нацеленная на то, чтобы футболист превратился в спартанца с мячом, - это важно. Но это слишком мало для процветания спорта.

Сделаю еще один прогноз. В сложившейся ситуации, когда общий крен государства не дает оснований надеяться на подъем футбола, а на носу домашний чемпионат мира, будет сделана ставка на натурализацию иностранных игроков, которые могут усилить национальную команду. Этот процесс уже пошел в других видах спорта. В футболе сначала будут говорить о точечной натурализации, но поскольку это большие деньги, процесс станет массовым. Символично, что первым иностранцем с русским паспортом стал вратарь, хотя отечественная вратарская школа со времен Яшина считалась лучшей в мире.

Футбол – это, может быть, единственный вид спорта, где за победу отвечает не только команда, ее определяет устройство всего государства. Недаром есть знаменитое выражение, которое впервые сформулировал британский нападающий Гэри Линекер: «Футбол – простая игра: 22 человека 90 минут бегают за мячом, а в конце побеждают немцы». Теперь злые языки могут дополнить: играют 22 человека, а проигрывают всегда русские.

Сергей Лесков