Posted 11 июля 2016,, 13:10

Published 11 июля 2016,, 13:10

Modified 31 января, 10:59

Updated 31 января, 10:59

Хамство как коммерческая стратегия

11 июля 2016, 13:10
Летать авиакомпанией «Победа» — унизительно. Вам будут хамить и искусственно создавать неудобства. И делается это специально.

Про авиакомпанию «Победа» нужно просто кое-что понимать.

Как человек, который регулярно и охотно пользуется тем самым скандальным рейсом между VKO и BGY, он же «рейс в Милан», могу объяснить. Не про мораль, а про то, как там все устроено.

Авиакомпания «Победа» — лоукостер, самый дешевый и быстрый способ добраться из Москвы до Италии. Иногда можно уложиться в 100 долларов в два конца, но даже если выходит 200, это тоже не аэрофлотовский монопольный грабеж, а разумная цена, с учетом расстояния, скорости и пункта назначения.

При этом надо помнить, что авиакомпания «Победа» является дочкой того самого «Аэрофлота», и у нее нет задачи уничтожить его бизнес. Мудрые люди долго думали над тем, как бы избежать каннибализации материнской компании, и они придумали совершенно разумную, рабочую концепцию.

Летать авиакомпанией «Победа» — унизительно. Это совершенно сознательная стратегия, направленная на ограничение ее пассажиропотока за счет людей, которых коробит такой подход — и они лучше переплатят «Аэрофлоту» втрое, чем позволят так с собой обращаться. Как догадался читатель, я к таким людям не принадлежу, ибо к хамству в советском сервисе привык с раннего детства и весьма успешно его игнорирую. Меня невозможно унизить тем, что какая-то сошка из обслуживающего персонала не считает меня за человека и смотрит волком. Я живу в государстве, где такое отношение чиновников к обычным людям является нормой на протяжении как минимум последних 1200 лет. Если б я не умел это игнорировать, давно бы сошел с ума или уехал.

Хотите летать «Победой» — просто знайте заранее: вам будут хамить и искусственно создавать неудобства. Там есть очень строгий регламент по этому поводу. Например, я летаю с компьютерной сумкой формата «чемодан», и это можно. А вот рюкзак, по их правилам, нельзя. Даже детский, где только планшет, зубная щетка, трусы и майка. Верней, нужно доплатить за него как за отдельное место ручной клади, и при оплате на стойке регистрации это выйдет примерно в цену билета.

В «Победе» принципиально не откидываются сидения. Весь рейс нужно сидеть с прямой спиной. Хотя в точно таких же «Боингах» других авиакомпаний они откидываются.

Примерно треть мест на каждом рейсе предоставляется за отдельную доплату. Если вы за них не доплатили, вас туда не посадят, даже если половина самолета будет пустая.

Если перед вылетом вы что-нибудь купили в duty free, и оно не лезет в вашу сумку, за пакет придется доплатить как за отдельное место багажа при посадке на рейс. Хотя весь аэропорт «Бергамо» оклеен рекламой, что за покупки в duty free по его правилам доплата не положена. Можете считать, что это заведомо ложная, недоброкачественная реклама. Хотя на самом деле это просто «Победа» саботирует внутренние правила аэропорта, под которыми она подписалась.

Про любую женскую сумку уже при посадке на рейс вам могут сказать «что-то она у вас слишком большая», заставят вынуть оттуда часть вещей и нести их до самолета в руках. Про компьютерную такого никогда не скажут, даже если там, кроме компьютера, уместилась батарея вискаря, хамон, пармезан и кило персиков. Молнию застегнуть сумел — спокойно проходишь в автобус.

Отдельный цирк у «Победы» с рукавом. В правилах авиакомпании записано, что никогда она не подаст свой самолет к рукаву, ни во Внуково, ни в Бергамо — даже если это бесплатно, и половина рукавов свободна. «Победа» всегда будет использовать самые дальние стояночные места, в любом аэропорту, это дело принципа. Вы будете до самолета ехать автобусом 20 минут от терминала, причем на один 150-местный самолет всегда подадут один автобус вместимостью не больше 78 пассажиров, и все 150 будут ждать последнего опаздывающего. По прибытии к месту стоянки самолета всех выгрузят на летное поле и будут очень долго запускать внутрь через единственный трап… Долго — не потому, что пассажиров много, а трап — один. Долго — потому, что протокол проверки посадочных талонов при входе в салон «Победы» совершенно специально так прописан, чтоб пассажиры подольше находились на взлетном поле, под открытым небом — будь там дождь, снег или палящая жара. Это часть их фирменного ритуала унижения.

На борту «Победы» вам ни за какие деньги не предложат даже стакана воды: ни питание, ни питье там не предусмотрено (зная об этом заранее, набиваете ручную кладь едой и питьем из зала ожидания).

Разумеется, если вы о чем-нибудь попросите стюардессу — например, пересесть на свободное место, — то она вам откажет. Это часть ее работы: всячески напоминать пассажиру, что он презренный нищеброд, что он заплатил мало денег, что он не летит «Аэрофлотом». Та же самая стюардесса, если когда-нибудь сделает карьеру и перейдет на работу в материнскую компанию, будет охотно разрешать вам пересаживаться по салону при наличии свободных мест. Потому что это нормально и ничему не мешает с точки зрения безопасности полетов, если пассажир пересядет с 27D на свободное 26F. Но в «Победе» есть совершенно строгие правила грубости и отказа пассажиру, и их никогда не нарушают. Не потому, что она лоукостер: во всех остальных дешевых компаниях приоритетом является «максимум комфорта пассажиру, чтобы компенсировать неудобства». Потому что EasyJet думает про Ryanair, как бы его обойти по качеству сервиса при одинаковых ценах. А «Победе» велено думать только про «Аэрофлот»: как бы не оказаться на одном с ним уровне комфорта.

Все это может звучать чудовищно, оскорбительно, неприятно. Но таковы у них правила игры. Если вы об этом заранее знаете, если все их фокусы с багажом вы изучили с первого раза, если вы выбрали и оплатили лучшее место в салоне, если вы летите с одной полупустой компьютерной сумкой 17" (а обратно вернетесь с нею же и двумя чемоданами купленного в Италии шмотья — отправив 10 кг багажом бесплатно, а другие 10 кг — за смешную доплату на вебе), то единственным неприятным моментом в этом путешествии будет зрелище того, как унижают ваших попутчиков. Мне это чудовищно портит перелет. Но другого способа выйти в полдень из Дома Наркомфина и в три часа дня въехать в Августинские ворота Верхнего Бергамо я, увы, не знаю. «Аэрофлот» и за 1000 долларов такой возможности не дает.

Прочитать оригинал поста Антона Носика с комментариями читателей его блога можно здесь.