Posted 12 июля 2016,, 13:52

Published 12 июля 2016,, 13:52

Modified 31 марта, 02:39

Updated 31 марта, 02:39

Мужской хештег

12 июля 2016, 13:52
В соцсетях уже несколько дней не стихает эпохальный «женский флешмоб» «Не боюсь сказать». Мужчины отмалчиваются — а ведь у них тоже мог бы найтись повод для флешмоба.

Уже неделю Facebook никак не успокоится после воистину эпохального «женского флешмоба» «Не боюсь сказать». Получилось как бы второе издание суперпопулярных «50 оттенков серого», только в еще более модном и современном жанре «нон-фикшн». Социальная проблематика плюс неминуемый налет легкой скабрезности с переходом в более-менее прямое садомазо — гремучая смесь, выносящая тему в топы рейтинга. Народ это любит!

Тему откомментировали все кому не лень, некоторые, похоже, перенесли что-то вроде мировоззренческого шока и даже изменили свое отношение «к миру, в котором мы живем» — он вдруг представился куда более злым, грубым и некультурным местом; многие стали другими глазами смотреть на женщин; похоже, и сами женщины, расхрабрившись хотя бы в символическом смысле, стали смотреть на себя как-то иначе.

В общем, настоящий социально-сетевой тайфун! Невиданный прежде уровень откровения как бы превратил на время весь Facebook в некий аналог психотерапевтической группы — огромной такой группы! — в которой внезапно «пошел групповой процесс» и люди начали «раскрываться», внезапно вываливая на окружающих едва знакомых «согруппников» невиданные исповеди крайне непристойного свойства.

Этот эффект хорошо знают психотерапевты, особенно гастролирующие; многих участников групп он настолько впечатляет, что те потом кочуют из группы в группу, везде пытаясь вновь поймать этот кайф от душевного стриптиза (который многие искренне принимают за катарсис). Как в том анекдоте, правда: «Дорогой, ты представляешь, оказывается, то, что мы с тобой всю жизнь принимали за оргазм, на самом деле — приступ астмы!».

Это ведь известная разновидность психотерапии — «групповая терапия по-русски»: когда участники вываливают все, какие только могут придумать, гадости о себе и о других, друг другу, при активном соучастии ведущего. Я знаю профессиональные «клубы психологической помощи», которые успешно продают этот товар все новым (и старым) страждущим уже десятилетиями. И вот теперь свершилось: к подобной форме «групповой психотерапии» с неизбежностью пришел и русский Facebook.

Это прекрасно. Но работа еще не завершена — налицо некое гендерное неравенство. Девушки, женщины и пожилые матроны выполнили свою часть марлезонского балета — очередь мужчин. С ними, однако, какая-то заминка. Казалось бы, им сам бог велел вывалить свой, парный ряд откровений типа «как я домогался баб», с садистским душком и нотками раскаяния — паззл должен был бы сойтись; но нет! Почему-то мужчины не спешат поведать о своих молодецких подвигах, дав, так сказать, «взгляд с другой стороны» и тем самым замкнув гештальт. Более того, создается впечатление, что мужская часть аудитории активно не хочет развивать тему собственного садизма в ответ на женский мазохистский «пас» — и даже пытается всячески оборвать разговор.

Почему? Не думаю, что дело тут в неких «приличиях». До приличиев ли, коль «пошла такая пьянка»?

Думается, причина глубже. Трагедия в том, что садистская роль для большей части наших мужчин тоже неорганична, как и для женщин. Неорганична, потому что вторична. Российский «мужик» тоже изначально — не актор, а объект насилия. Просто рассказать ему об этом еще сложнее, чем женщинам, у которых страдательная позиция задана хотя бы принятой в обществе гендерной ролью.

Мужчины всем произошедшим «флешмобом» фрустрированы, может быть, еще поболе дам — поскольку им тоже хочется сказать. Но при этом они понимают, что не смогут.

Я-то говорю об этом, поскольку это моя тема: я социальный психолог, и я писал об этом диплом, а потом и монографию. Больная тема. Вот только соответствующий «мужской флешмоб» едва ли возможен в силу вышеупомянутых причин. Но если б он состоялся — думаю, эффект был бы кратно сильнее. Facebook бы просто вывернуло наизнанку, ну, а дамы испытали бы на себе ту не самую аппетитную смесь чувств, которую они подарили только что противоположному полу — жалости, ужаса и неизбежной легкой брезгливости.

Вы все еще спрашиваете, что же за хештег должен быть у такого «мужского флешмоба». Разве это не очевидно? Конечно: #что_со_мной_на_самом_деле_делали_в_армии.

Прочитать оригинал поста Алексея Рощина с комментариями читателей его блога можно здесь.