Posted 20 июля 2016,, 11:52

Published 20 июля 2016,, 11:52

Modified 31 января, 11:08

Updated 31 января, 11:08

Глина для голема

20 июля 2016, 11:52
Если у вас фестиваль поп-песни — государство обязано поставить туда танки. Если у вас массовая игра — государство обязано переписать ее правила.

Вообще, вот эти вылезшие по поводу покемонов сенаторы, — это, конечно, очень характерно: наша власть считает, что любая низовая движуха — это обязательно повод для государства высказаться, принять к сведению, порулить, разъяснить и запретить. Любая — от общественных инициатив и гаражной экономики до покемонов. Если у вас фестиваль поп-песни — государство обязано поставить туда танки. Если у вас шествие — государство обязано поставить впереди него своего человека с плакатиком. Если у вас массовая игра — государство обязано переписать ее правила.

Если какое-нибудь государственное кувшинное рыло не влезло в какую-нибудь инициативу — значит, инициатива нелегитимна.

То есть, это даже не логика «запретить все живое». Это как бы логика того, что государство — единственное тело и единственная инстанция, которые способны одухотворить любое явление, вдохнуть в него жизнь и придать этому явлению смысл. Кувшинное рыло, которое не лезет рулить процессом, с этой точки зрения, — пренебрегает своей функцией демиурга, то есть как бы совершает грех, не завершая процесс творения.

Общество это голем, в рот которому государство влагает оживляющий его логос. Отдельный человек — вообще ничто, лишь глина для голема: вне государства у него нет даже правил повседневной жизни, он даже не знает, как правильно делать детей.

Это и есть патернализм, да, в той его клинической стадии, которая наблюдается у нас, и это то самое, от чего нашего человека еще долго потом придется отучать.

Прочитать оригинал поста Артема Рондарева с комментариями читателей его блога можно здесь.