Posted 21 июля 2016,, 15:51

Published 21 июля 2016,, 15:51

Modified 31 января, 11:09

Updated 31 января, 11:09

У ЦИКа растет давление

21 июля 2016, 15:51
Иван Преображенский
Новый глава Центризбиркома Элла Памфилова так щедро тратит отпущенный ей кредит доверия, что от него вряд ли что останется до выборов.

До 18 сентября, когда в России пройдут выборы в Госдуму, остается все меньше времени, но социологи утверждают, что по мере приближения дня голосования интерес к парламентской кампании не только не растет, а даже падает. Связано это, разумеется, и с сезоном отпусков, но, очевидно, что не только. Активные избиратели не видят обещанной открытости и свободы по сравнению с выборами прошлых лет. И деятельность Центризбиркома, на который у оптимистов была надежда после того, как этот орган возглавила Элла Памфилова, только усиливает отчуждение электората.

Стоит напомнить, что Памфилову Кремль открыто анонсировал как прямую противоположность ее предшественнику Владимиру Чурову, на которого неофициально постарались повесить все обвинения в «перегибах» в ходе парламентских и президентских выборов 2011-2012 годов. Формально, разумеется, власти не признают, что те кампании прошли с существенными нарушениями, которые отразились на результатах народного волеизъявления. Но неофициально накануне назначения Памфиловой говорилось как раз о том, что она настолько честна, несгибаема и самостоятельна, что администрация президента никак не сможет ей манипулировать, даже если захочет.

Кремль, кстати, якобы вовсе не собирается давить на ЦИК, потому что, по задумке, выборы должны пройти как можно более открыто, тем самым повысив кредит доверия населения к власти в целом. К сожалению, события последних недель убеждают в том, что все это, как и предполагали пессимисты, были лишь красивые слова.

Начинала Элла Памфилова весьма прогрессивно. После скандала на выборах в подмосковной Барвихе она не только указала оппозиции на неадекватность ее поведения, как это делал ее предшественник, но и добилась отмены итогов голосования и отправила в отставку главу Мособлизбиркома Ирека Вильданова, который в своем регионе считался столь же креативным руководителем, как и Владимир Чуров в масштабах всей России. Кроме того, своих постов лишились еще некоторые главы региональных избирательных комиссий.

Затем, 5 июня, глава ЦИК объявила о создании межведомственной рабочей группы с участием представителей прокуратуры, МВД, Следственного комитета для совместного решения проблем, связанных с обеспечением законности на выборах. Заявлялось, что эта группа будет быстро реагировать на сообщения о нарушениях, а также анализировать итоги избирательной кампании, чтобы наказывать фальсификаторов. Памфилова тогда пообещала, что «неприкасаемых нет, и не будет».

Однако очень скоро обнаружилось, что не все так просто. В частности, Центризбирком споткнулся о Партию пенсионеров. Если верить открытому письму, которое партийцы адресовали Владимиру Путину, они оказались под жестким давлением со стороны президентской администрации. От них требовали исключить из списков отдельных политиков, которых федеральный центр считает недостаточно лояльными. В итоге, ЦИК отказал в регистрации кандидатам по одномандатным округам от этой партии. Степень зависимости Центризбиркома тем самым была продемонстрирована достаточно наглядно.

Ответ Памфиловой на обвинения, похоже, только подтверждает их правоту. На очередном заседании ЦИК 20 июля она обрушилась с критикой в адрес политтехнологов и партий, которые, оказывается, завалили ее ложными жалобами. Причем она прямо указала, что ЦИК в последнее время «испытал давление одной из партий».

По словам главы Центризбиркома, она не позволит недобросовестным политтехнологам «манипулировать позицией ЦИК путем инициирования массовых почтовых отправлений с псевдожалобами на неугодных сотрудников избирательных комиссий, на политических конкурентов». Памфилова даже пригрозила, что «все обращения будут проверены с пристрастием, авторы серых схем установлены, попытки оклеветать кого-либо или свести личные счеты под прикрытием сфабрикованной жалобы точно не пройдут».

Этого заявления вполне достаточно, чтобы понять, что выборы в России, как и допросы, по-прежнему будут проводиться «с пристрастием», а жаловаться оппозиции по-прежнему, кроме небесной канцелярии, просто некуда. И неважно, кто кого сменяет на посту главы Центризбиркома, и какие сигналы при этом подает обществу администрация президента.

Можно сформировать вполне адекватный, с точки зрения специалистов по обеспечению избирательных прав граждан, избирком в Челябинской или Московской областях. Но руководить им все равно будет лояльный чиновник, вроде декана юридического факультета Московского государственного областного университета (МГОУ) Ирины Коноваловой, а вовсе не эксперт по избирательному законодательству Андрей Бузин, который известен как непримиримый борец с фальсификациями.

Похоже, что честные выборы проводить в России никто в реальности пока не готов. Максимум, на что могут решиться власти, это сделать так называемые «условно-свободные выборы», сохраняя за собой возможность в любой момент, если что-то не понравится, вмешаться.

«Ты думаешь, что свобода — это возможность делать то, что ты хочешь. Нет, свобода — это возможность делать так, как я тебе говорю», - этот принцип по-прежнему у нас остается главным для власть имущих. И избиратели, идя на выборы, должны об этом помнить.

Иван Преображенский