Posted 22 июля 2016,, 10:52

Published 22 июля 2016,, 10:52

Modified 31 января, 11:10

Updated 31 января, 11:10

Авиакомпания «Победа»: контрольный самострел в голову

22 июля 2016, 10:52
Судя по всему, перевозчик не только демонстрирует отсутствие бизнес-логики, но и нарушает собственные внутренние правила.

Как я и предполагал, авиакомпания «Победа» в очередной раз не поскупится на услуги адвокатов: вынесенное в начале недели по ее иску решение Московского арбитражного суда будет обжаловано.

Догадаться об этом было не слишком сложно, потому что в картотеке Московского арбитража накоплен обширный архив дел с участием лоукостера — там все тяжбы всегда идут по одной схеме. Всякий раз, когда «Победа» получает предписание надзорного органа об устранении нарушений действующего законодательства, она обжалует его в первой инстанции, затем в апелляционной и, наконец, подает кассацию в арбитраж Московского округа.

Результат рассмотрения исков «Победы» к регуляторам всегда одинаков: она их проигрывает в трех инстанциях из трех возможных. Нет оснований думать, что на этот раз что-нибудь изменится. Рано или поздно случится финальное заседание, на котором компанию окончательно обяжут соблюдать Федеральные авиационные правила, действовавшие на момент ее учреждения. И в «Победе» уже начали строить планы, как наказать пассажиров, когда этот черный день настанет.

Вариантов им приходит в голову не очень много, чтобы не сказать — всего один: поднимать цену билетов. Ровно этим «Победа» своим будущим пассажирам и пригрозила. По предварительной оценке представителей авиакомпании, ее легендарный базовый тариф в 999 рублей из-за бесплатного провоза дамских сумочек удвоится, а средняя цена билета вырастет примерно на треть, с нынешних 3000 рублей до 4000. Таковы суровые законы бизнеса, рассказывают нам в авиакомпании, которая на доплатах за разные виды багажа сегодня получает до 30% своей общей выручки. Кстати сказать, в начале месяца эти же «суровые законы» уже заставили перевозчика увеличить на 1300 рублей плату за каждый пакет из duty free в ручной клади, безо всякой связи с дамскими сумочками и решениями арбитражных судов. Пронести пластиковый пакет из duty free на борт «Победы» стоит теперь 35 евро или 2000 рублей — вместо 700 рублей в июне. Зачем поднимать цену на треть, если можно сразу втрое, это ж лоукостер как никак…

Я уже не раз писал здесь о том, что к «законам бизнеса» правила перевозок лоукостера «Победа» не имеют даже самого отдаленного отношения. Во вчерашних «Ведомостях» про это можно прочитать прекрасный разбор, под предельно доходчивым названием «Почему „Победа“ не настоящий лоукостер». Вкратце суть сводится к тому, что практики этого перевозчика основаны на решительном отрицании самой бизнес-модели дешевых перевозок. Низкая цена билетов в этом сегменте обеспечивается двумя приемами: с одной стороны, экономией на всей логистике, с другой — широким ассортиментом дополнительных платных услуг, позволяющих поднять выручку с каждого рейса. В корпоративном отчете EasyJet об успехах за 2015 финансовый год читаем, что рост прибыли (на 18,1%) и дивидендов (на 21,6%) почти наполовину обеспечен экономией 46 миллионов фунтов на операционных издержках. А «Победа» отказывается от экономии на логистике ради тех злосчастных сборов за багаж, которых ей не получить при электронной регистрации пассажиров на рейс. Поэтому она вынуждена держать в каждом зале вылета по три стойки регистрации с живыми сотрудниками. Из-за этих же фокусов с правилами «Победа» вынуждает пассажиров сдавать в багаж те предметы, которые у любого другого перевозчика путешествуют в салоне. То есть там, где EasyJet и RyanAir экономят время, свое и пассажиров, приучая брать в дорогу поменьше вещей, «Победа», наоборот, стопорит процессы регистрации, посадки на рейс и вылета, вынуждая людей отправлять багажом сумки и полупустые чемоданы…

Что же касается дополнительных платных услуг, из которых все лоукостеры в мире субсидируют низкую цену своих билетов, «Победа» этим источником дохода вообще не интересуется. На ее борту ни за какие деньги не получить ни чая, ни минералки, не говоря уже о товарах беспошлинной торговли или брендированной сувенирке. Вместо борьбы за повышение собственной выручки — одна забота о неудобстве пассажиров. Вместо стимулирования платежеспособного спроса на дополнительные бонусы (принесшие в прошлом году EasyJet 60 миллионов фунтов дополнительной выручки к предыдущему периоду) — неуклюжие попытки под любым предлогом штрафовать пассажиров за вещи, которые у всех остальных авиакомпаний бесплатны.

В общем, история с авиакомпанией «Победа» оказалась еще более запущенной, чем я предполагал изначально. Дело там не только в унижении пассажиров и выколачивании бабла. А еще и в том, что руководство этой компании, в силу не слишком понятных мне причин, полностью освобождено вообще от любых соображений бизнес-логики, рентабельности и здравого смысла. Считать деньги они не умеют и не хотят. Не приучены думать о пользе, выгоде и репутации. А про ту омерзительную, скандальную историю, с которой началась последняя полоса медийных злоключений «Победы», ее представители сделали вчера совершенно гениальное заявление. Оказывается, та «нарушительница общественного порядка», которую вместе с мужем и грудным ребенком сдали во «Внуково» полиции по прилете из Милана, имела полное законное право занять свободные места. Выясняется, что по правилам перевозок «Победы» россиянку с грудным ребенком обязаны были посадить вместе с мужем и даже не брать за это дополнительных денег.

В авиакомпании заявили, что на рейсах «Победы» ребенок до 12 лет обязательно получает место рядом с одним из родителей или с сопровождающим лицом без взимания дополнительных сборов, передает Интерфакс. То есть официально признано, что все участвовавшие в этой гнусной расправе над молодой русско-итальянской семьей сотрудники «Победы» — и колл-центр, и сотрудница на стойке регистрации, и стюардесса, и КВС — отказываясь посадить семью с трехмесячным младенцем вместе на свободные места, нарушали собственные же внутренние правила компании.

Признание, конечно, похвальное, и лучше поздно, чем никогда. Но до этого официальные представители «Победы» две недели кряду нам талдычили, что просьба пассажиров посадить их вместе нарушала все мыслимые и немыслимые законы и правила безопасности. В официальном комментарии «Победы» от 08.07.2016 вспоминают и про необходимость платить за допуслуги, и про договор перевозки, и даже про интересы «страхования на время полета». А вчера те же самые люди вдруг официально признают, что причиной конфликта стало грубое, повторное и ничем не мотивированное нарушение действующих правил перевозки детей до 12 лет на борту «Победы» их же сотрудниками. Честно говоря, я не могу знать, когда именно они больше врали — 8 июля, вчера, или оба раза одинаково. Меня эта ситуация с опровержением опровержения умиляет больше как бизнес-кейс. Люди, оказавшиеся на гребне медиа-скандала, ухитряются сделать сразу два взаимоисключающих публичных заявления, каждое из которых внушает серьезные сомнения в лояльности сервиса к пассажирам...

Прочитать оригинал поста Антона Носика с комментариями читателей его блога можно здесь.