Posted 1 августа 2016,, 13:29

Published 1 августа 2016,, 13:29

Modified 31 января, 11:17

Updated 31 января, 11:17

Нам опять грозят джихадом

1 августа 2016, 13:29
Иван Преображенский
Исламские боевики вспомнили о России. В Кремле же намекнули, что про них и не забывали. Так что об усилении террористической активности речь пока не идет.

Видеоролик с угрозами в адрес России появился в социальных сетях и мессенджере Telegram, который СМИ считают пропагандистской страничкой «Исламского государства» (ИГ, запрещена в России), контролирующего значительную часть территории Сирии и Ирака.

В видеообращении члены террористической организации, которая берет на себя ответственность практически за все теракты в странах Европы, в том числе и за недавние нападения на граждан Франции и Германии, призывают своих соратников вести против России джихад (священную войну) и упоминают лично Владимира Путина.

Правда, подлинность ролика, а главное факт опубликования его именно «Исламским государством» пока никем не подтверждены.

В принципе, такие призывы — не новость. Ранее пропагандисты ИГ уже призывали к джихаду против России (впервые в 2014 году) и грозились включить ее южные территории в состав «исламского халифата». Что неудивительно, учитывая, что одним из руководителей исламистских боевиков считается Умар аш-Шишани (Умар Чеченский) — по паспорту Тархан Батирашвили. О его ликвидации уже несколько раз сообщали как российские представители (например, глава Чечни Рамзан Кадыров), а также источники военном командовании США. Лишь в начале июля 2016 года представители «Исламского государства» впервые подтвердили, что Тархан Батирашвили действительно погиб, но до сих пор у некоторых экспертов в области противодействия терроризму остаются в этом сомнения.

В любом случае, ненависть к России среди исламистских боевиков поддерживал отнюдь не один Умар. Среди них немало даже собственно граждан России, не говоря уже о боевиках, успевших повоевать в свое время против российской армии в Чечне или даже в Афганистане.

Только по официальным данным, которые сообщали российское военные, МВД и ФСБ, есть информация о том, что в Сирии и Ираке находятся более 2,8 тыс. человек с российским паспортом, еще около 900 вернувшихся оттуда стали в 2015 году фигурантами уголовных дел. На территории же самой Сирии уничтожено около 2000 боевиков, приехавших, предположительно, из России. Зарубежные же организации, которые занимаются отслеживанием иностранцев, воюющих в Сирии на стороне исламистов, говорят о 6-8 тысячах россиян, находящихся там. Статистика ведется по всем крупнейшим «вестернизированным» странам мира, не только европейским или США, но и таким государствам как Япония или Австралия. Охват вербовщиков «Исламского государства» так широк, что в конце июля даже в небольшой уютной и мирной Чехии начался первый суд над гражданином этой страны, который пытался присоединиться к исламистским боевикам.

Собственно главный вопрос, который вызывает опубликованный террористами видеоролик с угрозами России, — могут ли они усилить свою активность на ее территории? Если верить спецслужбам, то вряд ли, поскольку эта активность и так предельно высока, но ФСБ и МВД РФ удается успешно ей противодействовать.

Значительно неприятнее предположить, что отчитываются правоохранительные органы в значительной мере для проформы и, как это часто бывало в прошлом, под видом вербовщиков и боевиков «Исламского государства», порой задерживают сравнительно безопасных религиозных радикалов, которые пока и не собирались брать оружие в руки. Это не говоря уже о том, что в западной прессе периодически появляются публикации о том, что российские власти и спецслужбы используют исламистов как разменную монету в политическом и экономическом торге с ЕС и США, и появление подобных роликов, по мнению авторов таких текстов, играет России только на руку.

Причина всех этих сомнений и предположений очевидна — это естественная закрытость работы любых спецслужб, которые не могут предоставлять гражданам полного отчета о своей деятельности. Однако это слабое утешение для тех, кто опасается, что в реальности может оказаться, что Россия также слабо готова к террористическим атакам как, например, Франция, власти которой еще недавно также уверенно заявляли о невероятности проведения на территории страны терактов и высокой эффективности национальных спецслужб.

Иван Преображенский