Posted 24 августа 2016,, 18:35

Published 24 августа 2016,, 18:35

Modified 31 января, 11:38

Updated 31 января, 11:38

Сирия: почему Россия вынуждена уступать

24 августа 2016, 18:35
У России недостаточно политического веса, поэтому ей приходится считаться со всеми, кто может повлиять на нефтяной рынок.

Сирийская война сейчас раздробилась на множество отдельных сюжетов, и сегодняшний ввод турецких войск — только один из них. Для России главное то, что ее все время ставят в неловкое положение и вынуждают заниматься совсем не тем, что планировалось.

Турция очень точно выбрала момент для вторжения. Нация сейчас взбудоражена крупными терактами со стороны ИГ (террористическая организация, в РФ запрещена), и Эрдоган получает полную поддержку, когда заявляет, что намерен нанести по ИГ решающий удар. На самом деле, он хочет всего лишь отбросить ИГ от своей границы, но не уничтожать полностью. Главная цель Турции — не дать сомкнуться курдским анклавам вдоль границы. Между ними сейчас «окно» длиной примерно в 45-50 км, в этой полосе находится важный центр Джараблус и единственный не захваченный курдами пограничный переход. Из Джараблуса можно атаковать стратегический аэродром Кунейтра, где идут тяжелые бои.

Если Турция займет этот коридор, она запустит туда подконтрольных ей боевиков и сможет оказывать влияние на все военные действия в данной части Сирии. Сегодня ИГ практически без боя оставило несколько населенных пунктов, позволив турецкой армии сосредоточиться на курдах.

Конечно, Эрдоган понимал, что протест Асада поступит немедленно. Хотя Дамаск тоже не заинтересован в объединении курдских анклавов, но вопрос недопущения турецких войск на свою суверенную территорию более принципиален.

До этого турки успели провести переговоры с Ираном. Обе стороны согласились, что нельзя допустить создания курдского государства. С Путиным у Эрдогана сейчас «медовый месяц», то есть момент выбран удачно.

Кого Россия поддержит — Асада или Эрдогана? Или выступит в роли посредника? Заседание в ООН по требованию Сирии, наверняка, состоится в ближайшие дни, и надо срочно решать, что делать.

Еще одна крайне неприятная ситуация случилась несколькими днями раньше. Из обрывочных сведений складывается следующая картина. Американский спецназ совместно с курдами проводил операцию в направлении Ракки. США сообщили России о местонахождении спецназовцев, и через объединенный штаб эта информация дошла, естественно, до сирийской армии. Авиация Асада (своя, не российская) решила попугать американцев и разбомбила пустой район рядом со спецназовцами. С Россией это явно не было согласовано.

Командующий американской группировкой сразу же предупредил Москву и Дамаск, что США будут защищать своих солдат с воздуха, если подобное повторится. Россия, в сущности, промолчала. А что делать? С одной стороны, устраивать российско-американскую войну в воздухе никто не хочет. С другой, Асад поступил нехорошо, подставив Россию, но ругать его нельзя, ведь мы столько раз говорили о суверенитете Сирии.

Следующий сюжет: сирийская армия и курдское ополчение столкнулись в районе Хасаки. Между ними начались бои, Россия пытается примирить стороны, а курды рапортуют о победе.

Сейчас российские ВКС пробивают дорогу для Асада и Хезболлы в сторону города Кобани на турецкой границе. Кобани контролируется курдами, а вокруг него — скопище разношерстных боевиков. Для чего нужна эта атака России, остается непонятным.

В центре страны все стороны пытаются блокировать друг друга. Если посмотреть на карту, получается, что большая группировка ИГ в провинции Хама окружена войсками Асада с трех сторон. Но джихадисты, в свою очередь почти отрезали группировку сирийской армии в Алеппо от основных сил. С запада, от провинции Идлиб атакует бывшая «Джабхат ан-Нусра» (в РФ запрещена), с востока — ИГ. Если они договорятся между собой, то группировка в Алеппо будет окружена. И России придется выправлять ситуацию.

Наконец, поговорим о пощечине, полученной от Ирана. Авиабаза «Хамадан» действительно очень нужна России, чтобы ВКС могли более интенсивно действовать в Сирии. За счет сокращения расстояния до цели, использование базы позволяет бомбардировщикам Ту-22М3 нести вдвое больше боеприпасов, чем при прямом перелете из России. Там же могут базироваться Ил-78, чтобы при необходимости дозаправлять истребители-бомбардировщики Су-34 прямо во время полета над Сирией.

Многие эксперты предупреждали, что иранские религиозные лидеры и противники президента Роухани будут против присутствия иностранных войск в стране. А ведь для обслуживания и защиты наших самолетов на базе надо держать большой штат военных.

Опасения оправдались. Но Иран не просто выразил недовольство. Он заявил (почти дословно): «Вы разгласили военную тайну о нашем соглашении. Вы сделали это, чтобы пустить пыль в глаза, покрасоваться, что вы, якобы, великая держава». Даже не припомню, кто в последние годы позволял себе такой тон в отношении России. И Москва промолчала. Так же, как молчит по поводу турецкого вторжения, по поводу боев Асада с курдами и истории с американским спецназом.

Кстати, еще один штрих. Опасаясь недовольства многих стран, Россия не решилась поставить Ирану новейшие реактивные системы залпового огня. И эту нишу немедленно занял Китай, пообещав иранцам свои «Тип-03».

Вывод, на мой взгляд, такой: у нас есть хорошая армия, но нет политического веса. Россия опять вынуждена уступать всем, кто может повлиять на нефтяной рынок. Война в Сирии только усугубила эту зависимость.

Прочитать оригинал поста Григория Меламедова с комментариями читателей его блога на сайте «Эхо Москвы» можно здесь.