Posted 16 сентября 2016,, 21:07

Published 16 сентября 2016,, 21:07

Modified 31 января, 11:57

Updated 31 января, 11:57

Коммунизм в отдельно взятой Исландии

16 сентября 2016, 21:07
Александр Желенин
На выборах в Альтинг может победить Пиратская партия, предлагающая радикальный проект по «упразднению» государства.

Согласно социологическим опросам, перед парламентскими выборами в Исландии, назначенными на конец октября текущего года, лидирует Пиратская партия со своей почти анархо-коммунистической программой. Она предполагает внесение изменений в конституцию Исландии, которые приведут к тому, что страна будет управляться методами прямой демократии.

Большую часть как общенациональных, так и местных вопросов «пираты» предлагают выносить на референдумы соответствующего уровня, причем граждане получат право сами предлагать законопроекты. Те из них, которые будут набирать достаточно большую общественную поддержку, будут ставиться на всеобщее голосование.

По сообщениям СМИ, кроме прочего, «пираты» выступают за полную свободу слова, за возможность распространять информацию без каких-либо ограничений, за ликвидацию института авторских прав в интернете, декриминализацию наркотиков и порнографии, а также за увеличение налогов на богатых сограждан. Рыболовство, считающееся в Исландии национальным достоянием, предполагается отдать под контроль всего народа.

Характерно, что Пиратская партия возникла в Исландии всего четыре года назад. На последних парламентских выборах 2013 года она с трудом преодолела необходимый для попадания в Альтинг (парламент) пятипроцентный барьер. Но фракцию численностью три человека (из 63 мест в парламенте) «пираты» все-таки получили. Тем удивительней, что всего за три года эти молодые политики набрали такой вес, да еще с такой анархистско-коммунистической программой.

Впрочем, Пиратская партия появилась в Исландии не на пустом месте. Левые (социалистические, коммунистические) традиции здесь имеют достаточно глубокие корни. Например, социал-демократическая партия Исландии возникла еще в 1916 году. В 1930 от нее откололась ее левая часть, образовавшая коммунистическую партию. Последняя позже объединилась с другими левыми силами в Социал-демократический альянс. Сегодня в стране с численностью населения всего в 330 тысяч человек действует насколько организаций социалистического толка, включая, «зеленых».

Некоторые наблюдатели поспешили заявить, что если «пираты» придут к власти, то государство в Исландии будет отменено. Для сторонников неказарменного социализма и коммунизма, это, несомненно, волнующая перспектива. Действительно, теоретики анархизма — Михаил Бакунин, Петр Кропоткин, были уверены, что человечество уже созрело для того, чтобы «отменить» государство.

Однако такие мыслители как Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ленин считали, что это может произойти только в результате пролетарской революции, когда рабочие возьмут власть, уничтожат все классовые различия, после чего начнется процесс «отмирания» (по выражению Энгельса) государства.

И вот, после бурной и трагической истории XX века, кажется, этот момент близок как никогда. Государство, пусть и не во всем мире, а опять «в отдельно взятой стране» (Ленин), вот-вот «отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором» (Энгельс).

Однако при ближайшем рассмотрении все не так просто.

Для начала пара чисто технических моментов. Во-первых, исландским «пиратам» еще надо победить на выборах. Во-вторых, можно с большой вероятностью гарантировать, что их победа будет не абсолютной, а относительной. Большинство они наберут вряд ли. Это обяжет их искать политических союзников. Однако с кем бы они правящую коалицию ни создали (а выбор у них будет — в маленькой Исландии в выборах участвует сразу 15 партий), пока никто даже из левых в этой стране не готов полностью поддержать столь радикальную программу. Так что, по всей вероятности, «пиратам» придется поумерить свои реформаторские планы.

Но дело не только в этом. Если молодые исландские леваки все-таки придут к власти, им в какой-то момент придется ощутить на себе реальность того теоретического положения, согласно которому государство — это не такая штука, которая создается и поддерживается лишь зловредными кознями отдельных властолюбцев. На собственном опыте они смогут убедиться, что это институт, который возникает из недр общества и, в силу некоторых объективно-субъективных причин, самовоспроизводится.

Например, вследствие разделения общества на бедных и богатых, и, соответственно, потребности последних в аппарате насилия и принуждения, коим, собственно, и выступает государство. Этот аппарат необходим власть имущим, скажем так, для контроля за неимущими и малоимущими, для принуждения их платить налоги и выполнять другие повинности, которые правящие классы оформляют в виде обязательных законов.

Характерно, что кроме национализации (или социализации, если кому-то так больше нравится) рыбной отрасли, которая, безусловно, является очень важной для исландской экономики, «пираты» почти не предлагают других серьезных социально-экономических шагов. Проект увеличения налога на богатых, будучи воплощенным в жизнь, несомненно повысит социальную справедливость и, возможно, принесет казне дополнительные поступления, однако сама идея говорит о том, что, во-первых, деньги никто в этой стране пока отменять не собирается, а, во-вторых, что для сбора налогов необходим соответствующий государственный аппарат.

Больше того, из истории мы знаем, что как раз появление налогов как правило и является свидетельством появления государства. Одно без другого невозможно: есть налоги — есть государство. А стало быть, тот самый аппарат принуждения, который и заставляет подданных раскошеливаться. И если поданные с этим не согласны, то «особые отряды вооруженных людей» (формулировка того же Энгельса), то есть полиция, армия, судебные приставы и так далее, силой заставят их это сделать.

Впрочем, здесь нужно оговориться. Исландия с ее древнейшим в мире парламентом и традициями народовластия (считается, что впервые викинги, прибывшие на остров, собрались на тинг — народное собрание — в 930 году), не имеет армии, этого главного инструмента аппарата насилия, что делает ее в своем роде уникальным и самым миролюбивым государством в мире.

Однако и здесь полностью разрешить все проблемы современного общества не удастся. Во всяком случае, до тех пор, пока существует частная собственность (в особенности крупная), есть разделение на владельцев капитала и наемных работников, пока сохраняются неизбежные противоречия между первыми и вторыми, пока в мире существуют деньги и товарно-денежный оборот, наконец, мировая торговля, в которую Исландия, кстати, активно вовлечена.

А раз так, до поры останется и сила, «выходящая из общества, но все более удаляющаяся от него» (еще одна энгельсовская характеристика государства), стремящаяся выступать от его имени, но на деле выражающая, в первую очередь, интересы правящих групп и классов.

В этих условиях, скорее всего, максимум, что смогут предпринять исландские «пираты», придя к власти, будет не отмена государства, а его сокращение. Впрочем, насколько радикальное — тоже вопрос. Так, одна из трех нынешних депутатов Альтинга от Пиратской партии Ауста Хельгадоттир в интервью изданию «Медуза» признала, что реальная власть на острове сосредоточена в руках министерств и их аппарата, и «что это совсем не здорово». Однако никаких конкретных предложений по решению этой проблемы она пока не предлагает.

Но как бы то ни было, победа «пиратов» на выборах и попытка воплотить в жизнь хотя бы часть их программы, может стать интересным и заслуживающим внимание экспериментом.

Александр Желенин