Posted 11 октября 2016,, 15:29

Published 11 октября 2016,, 15:29

Modified 31 января, 12:17

Updated 31 января, 12:17

Готовимся к дефолту

11 октября 2016, 15:29
Дефолт у нас обязательно случится. Правда, еще не очень скоро, Кириенко тут не при чем, да и хуже нам от этого будет далеко не всем.

Когда Сергея Кириенко назначили первым замом руководителя Администрации Президента Российской Федерации, многие вздрогнули и перекрестились, хотя ни в бога, ни в черта сроду не верили. Ну, а как же: взяли Кириенко, значит — готовятся к новому дефолту.

Кое-что рациональное в этом опасении есть — дефолт у нас обязательно случится. Правда, еще не очень скоро, Кириенко тут не при чем, да и хуже нам от этого будет далеко не всем.

Суть дефолта

Суть дефолта проста: это не конец света, а отказ должника выполнить свои обязательства перед кредитором. Причин у этого отказа может быть ровно две: должник не может или не хочет это сделать.

Если дефолт объявляет физическое лицо или компания — это ее проблема, потому что кредиторы начинают процедуру банкротства, чтобы вытряхнуть из должника все, что у него еще осталось.

А вот если дефолт объявляет государство, то тут чаще всего голова начинает болеть у кредиторов. Впрочем, иногда и государствам приходится несладко: после отказа правительства Мексики платить по счетам правительство Наполеона III начало в 1850-е самую настоящую войну против этого государства, а дефолт, объявленный правительством Египта в 1875 году, закончился фактической аннексией зоны Суэцкого канала.

Исторически первенство в деле государственных дефолтов принадлежит грекам. Первый дефолт в истории Эллады произошел почти два с половиной тысячелетия назад, в 4 веке до нашей эры, когда 13 греческих городов-государств заняли средства у храма Аполлона на острове Делос. 10 из 13 заемщиков отдавать долги отказались, в результате чего храму пришлось списать 80% долгов.

В современной истории Греции, когда она после распада Османской империи стала независимым государством, произошло пять дефолтов: в 1826, 1843, 1860, 1894 и 1932 годах. 90 лет, то есть почти половину из последних неполных двух веков своей независимой истории Греция провела в состоянии дефолта.

Мало того, грекам принадлежит и рекорд по сумме потерь кредиторов — 138 миллиардов долларов. Для сравнения: занимающая второе место Аргентина за два последних дефолта 2001 и 2013 годов облегчила карманы кредиторов на 82,3 + 29 = 111,3 миллиарда долларов, а российский дефолт, во время которого Кириенко был премьером, обошелся кредиторам в 72,7 миллиарда долларов, став третьим по величине результатом в мировой истории.

За последние два века мир пережил пять крупных «дефолтных эпидемий». Первая пришлась на наполеоновские войны, вторая продолжалась с 1820-х по 1840-е годы, третья началась в 1870-х годах и также затянулась на двадцать лет. Четвертая глобальная волна дефолтов началась с Великой депрессии и продлилась до 1950-х годов. Последняя эпидемия охватила мир в 1980—1990-е годы.

Во Франции подобная неприятность случалась аж восемь раз, в том числе четыре раза в одном только XVIII веке — в 1701, 1715, 1770 и 1788 годах. Аббат Терре, французский министр финансов в 1768—1774 годах, вообще считал, что государство должно объявлять дефолт как минимум раз в столетие.

Германия, Австрия, Венгрия и Польша каждая пережили дефолт по два раза. Турция, Бразилия и Перу оказывались в прошлом столетии неплатежеспособными по пять раз, Коста-Рика и Гватемала — по шесть. Несмотря на свои нефтяные богатства и недолгую историю (она получила независимость только в 1960 году), пять раз успела обанкротиться Нигерия — наш африканский близнец.

Австро-Венгрия, несмотря на статус великой континентальной державы, в позапрошлом веке объявляла дефолт пять раз, Испания — восемь: с учетом еще шести дефолтов, зафиксированных в предыдущие столетия, Испания является абсолютным мировым рекордсменом по неплатежеспособности.

Экономик, ни разу не объявлявших дефолта по внешнему долгу, очень мало: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия; скандинавские страны и Бельгия в Европе; Гонконг, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Таиланд и Южная Корея в Азии.

Впрочем, Таиланд и Южная Корея избежали дефолта в конце 1990-х лишь благодаря масштабной помощи со стороны МВФ. А США можно считать избежавшими дефолта только с очень большой натяжкой: если не считать дефолтом приостановку конвертируемости доллара в годы Гражданской войны и технического дефолта.

В истории США было два случая (в 1790 и 1933 годах), когда правительство не платило полностью по долгам, хотя и не допустило дефолта в полном смысле этого слова — в обоих случаях инвесторов в американские ценные бумаги вынудили согласиться на выплату долга с хорошей скидкой.

В 1979 году США допустили «мини-дефолт» по облигациям на 122 миллиона долларов (0,01% от общей суммы долга в 800 миллиардов) просрочив выплату на несколько дней из-за того, что республиканцы в Конгрессе отказывались согласиться с доводами демократа-президента (Джимми Картера) о необходимости повысить планку по госдолгу. Америке это обошлось в 6 миллиардов долларов из-за того, что стоимость заимствований в тот год для нее выросла на 0,6%.

В общем, нужно отдавать себе отчет в том, что от дефолта не застрахован никто и это гораздо более распространенное явление, чем может показаться.

#Дефолтнаш!

Для нас дефолт тоже не новинка. В январе 1918 года Советская Россия отказалась платить по долгам царского и Временного правительств. Лишь к концу XX века, когда эти долги сильно девальвировались, новое российское государство решило их частично погасить.

То же произошло и с советским долгом по ленд-лизу: когда началась «холодная война» правительство СССР прекратило платежи по поставкам американского оружия в годы Второй Мировой войны и лишь современное российское правительство признало этот долг.

Последний дефолт Россия пережила в 1998 году, когда одновременно с ней в состоянии дефолта находилось 37 стран.

Сейчас суверенный кредитный рейтинг России находится где-то между ВВВ- и ВВ. Рейтинги категории «BB» обозначают повышенную вероятность дефолта, особенно в случае негативных изменений бизнес-среды или экономических условий.

Условия эти просты: если нефть опустится до $30 за баррель, то от дефолта при текущих размерах резервов нас будет отделять примерно 1 год. Танцы ОПЕК вокруг заморозки объемов добычи нефти закончатся в ноябре, в долгосрочной перспективе поводов дорожать у нефти нет, а экономике не становится лучше.

Все это значит, что до дефолта мы обязательно либо постепенно доползем без особых усилий, либо добежим благодаря нашей провальной внешней политике.

Сначала была Украина (Крымнаш, ДНР/ЛНР), затем — сбитый малайзийский «Боинг», потом — Сирия, сейчас к этому добавились обвинения в хакерских атаках на США. И если до последнего времени официальные лица иностранных государств воздерживались от громких заявлений, то сейчас их как прорвало.

Еще немного — и начнется новый виток санкций, который закончится либо углублением экономического кризиса, либо односторонним отказом правительства РФ от выполнения своих обязательств перед иностранными государствами.

Жизнь до, во время и после дефолта

Несмотря на обыденность дефолтов, без последствий они не обходятся. Чаще всего попавшим в дефолт странам грозит сразу несколько неприятностей.

1. Резкое падение курса национальной валюты (на 50% и более).

2. Резкий всплеск инфляции (подорожавший импорт толкает цены вверх).

3. Снижение ВВП (потому что производство первоначально учитывается в национальной валюте).

4. Падение доходов населения (из-за инфляции).

Прочитать оригинал поста Вадима Жартуна можно здесь.