Posted 15 ноября 2016,, 14:26

Published 15 ноября 2016,, 14:26

Modified 31 марта, 01:13

Updated 31 марта, 01:13

Пересыхающие ручейки

15 ноября 2016, 14:26
Следствие, в отличие от дел Хорошавина, Гайзера и Белых, выходит в суд с ходатайством о домашнем аресте. Оно означает, что окончательного решения по Улюкаеву не принято.

Начнем с того, что я ни секунды не верю в историю со взяткой Улюкаева. Это просто что-то совсем запредельное. Раньше арестовывали практически в прямом эфире, вспомните Белых или Гайзера, причем изымали всякие деньги и ценности так, чтобы вызвать ненависть населения к этим чиновникам, сняв таким образом напряженность в общественном мнении. Сейчас же никаких кадров нет, а информация о том, что Улюкаев ночью взят с поличным, не подтверждается, ибо деньги якобы были в банковской ячейке. Это копия сфабрикованного дела Урлашова, который тоже взятки не касался, а все обвинение строилось на показаниях провокатора МВД из ОПГ Сугробова-Колесникова и людей, заключивших сделку со следствием. Тут, как мы понимаем, тоже все строится на показаниях «Роснефти», а сам Улюкаев виновным себя не признает.

Да и сам факт, что Улюкаев сперва публично высказывался о неприемлемости сделки с «Башнефтью», а потом вдруг стал звонить в «Роснефть» и вымогать взятку, выглядит какой-то фантастикой. Я, конечно, понимаю, что министры у нас могли быть и получше, но я не сомневаюсь — психически нездоровых туда не берут. А приписываемое Улюкаеву следствием поведение явно говорит о психическом нездоровье, что я исключаю.

Дело тут политическое, естественно, как и все решения любых органов власти. Дело в том, что у нас в стране один политик на все ветви власти, который отвечает за все. Поэтому и арест Улюкаева, и подарок очередному написавшему письмо в Кремль ребенку — это политика. Но я бы не стал говорить, что это накат на правительство и даже либералов во власти. Характер событий тут имеет крен в сторону экономики.

Денежные ручейки, которых раньше хватало на всех, пересыхают, значит, борьба за них обостряется. Ситуация с «Башнефтью» показала, что одним из барьеров на пути этого ручейка может быть экономический блок правительства. Публично и Улюкаев, и Дворокович, и помощник президента довольно влиятельный Белоусов критиковали возможную сделку. Даже сам Путин, если верить его заявлениям, от нее был не в восторге. Однако сделка все равно состоялась. И глупо думать, что благодаря взятке Улюкаеву. Правда, сейчас ее надо отменять, ибо получается, если верить СКР, что она была заключена в результате коррупционной схемы со взяткой.

Сейчас есть вторая история, которая тоже вызывает недовольство в части элит — приватизация государственного пакета акций «Роснефти» по секретному какому-то документу. Наверное, это важнее, чем «Башнефть», поэтому барьеры в виде экономического блока правительства сечинские решили убрать. Тут ключевая история это не «Башнефть», повторю, а приватизация «Роснефти».

Соответственно, мы видим, что сечинские по сути пошли ва-банк в борьбе за пересыхающие ручейки. И у них оно получается за счет сращивания госкомпании с силовиками. Мы-то думали, что олигархи в 90-х остались, а тут вон оно как выходит. Понятие «сечинский спецназ» даже не какая-то метафора на самом деле. Таким образом, за счет такого положения Сечин имеет преимущество над конкурентами. И пока он устраняет барьеры, но нет гарантии, что завтра, например, вся эта конструкция не ударит по тем же Ротенбергам или другим конкурирующим за потоки группировкам.

А что же Путин? Все-таки он назначал Улюкаева. Мне думается, что он, конечно, был в курсе, но его поставили перед фактом. Силовики получили от него карт-бланш на расследования коррупционных дел против представителей элиты и им активно пользуются, естественно, не всегда для борьбы с коррупцией. Вот этот карт-бланш как раз и развязал руки сечинским, учитывая их сплав с силовой составляющей государственной машины.

Однако, как мы видим, следствие, в отличие от дел Хорошавина, Гайзера и Белых, выходит в суд с ходатайством о домашнем аресте. Оно означает, что окончательного решения по Улюкаеву не принято. Во-первых, представляется мне, что есть проблемы с доказательной базой. Во-вторых, эта самая доказательная база должна убедить одного человека, вы его все знаете, но, видимо, пока уверенности в том, что убедит, нет. Но опять же ситуация никак не помешает Сечину приватизировать госпакет «Роснефти», потому что в любом случае барьер устранен, а далее уже судьба Улюкаева, наверное, все-таки будет зависеть от воли президента. Ведь помимо Белых можно вспомнить арест Евтушенкова, который хорошо себя вел и его простили, а также находившегося в бегах Гуцериева, которого тоже простили.

Так что для элиты наступают тяжелые времена. Но еще более тяжелые для окологосударственного бизнеса. И для Сечина тоже. Конкуренты за пересыхающие ручейки вряд ли будут просто сидеть и смотреть на них.

Прочитать оригинал поста Кирилла Шулики с комментариями читателей его блога можно здесь.