Posted 29 ноября 2016,, 15:06

Published 29 ноября 2016,, 15:06

Modified 31 января, 12:56

Updated 31 января, 12:56

Любовь к Западу непобедима?

29 ноября 2016, 15:06
Иван Преображенский
Три последних года госпропаганда убеждала граждан России, что у них нет врагов страшнее США и Европы. Как оказалось — бесполезно.

Под конец третьего года жесткого противостояния Кремля с Евросоюзом и США, начавшегося после присоединения Россией Крыма, вдруг неожиданно выяснилось, что именно сейчас граждане РФ, как никогда, стремятся к налаживанию отношений с западным миром. Причем их отношение к США и Евросоюзу довольно быстро улучшается.

Таковы данные исследования, проведенного в конце 2016 года социологами из «Левада-Центра». В частности, количество граждан России, заинтересованных в налаживании отношений с Западом, в ноябре 2016 года почти достигло показателей первого президентства Владимира Путина. В марте 2000 года таких насчитывалось 76%, а в ноябре 2016 года их оказалось 71%. А ведь даже в конце 1990-х таких было всего 69%.

Отношение к Евросоюзу и США также меняется в лучшую сторону. Особенно быстро — к Соединенным Штатам. Еще в начале года неприязнь к ним не скрывали 65% опрошенных, а сейчас уже всего 56%, и тенденция к снижению, пожалуй, сохраняется. Что касается ЕС, то к нему стали лучше относиться 4% россиян.

Это, в принципе, и понятно. Евросоюз кремлевские медиа и «говорящие головы» ругают практически с прежней силой, тогда как США после победы на выборах Дональда Трампа отечественная пропаганда старается не задевать. Вдруг и правда с ним удастся установить более теплые отношения, чем с Бараком Обамой и даже, чем черт не шутит, если не запустить процесс признания российской принадлежности Крыма, то хотя бы очиститься от обвинений в аннексии.

Однако одного этого объяснения недостаточно. Если посмотреть по опросам того же «Левада-Центра», да и других социологических служб, как постепенно менялось отношение россиян к США, Евросоюзу в целом и Германии, как ведущей на настоящий момент страны ЕС, то можно обратить внимание, что эти оценки трансформировались со скорее позитивных до резко негативных постепенно. Упругое человеческое сознание довольно устойчиво сопротивлялось пропаганде. Однако три года «промывания мозгов», как казалось, сделали свое дело. В июле 2016 года эксперты на заседаниях российско-германского форума «Петербургский диалог» почти в один голос констатировали ухудшение отношения россиян к немцам и опасались, что «отыграть» обратно ситуацию будет нелегко, даже в случае если госпропаганда неожиданно радикально изменит свою тональность в отношении ЕС с отрицательной на положительную.

Таким образом, изменение тональности задействованных в распространении пропаганды медиа в отношении США из-за победы Дональда Трампа — это явно недостаточная причина для резкого роста числа россиян, которые поддержали бы «дальнейшее расширение экономических, политических, культурных связей, сближение со странами Запада». Даже слухи о якобы предстоящей «оттепели» как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами, могли бы объяснить перемену в настроении наиболее политизированной части общества, но никак не «широких» его слоев.

Скорее всего, причин несколько. Первая, и действительно, в некотором снижении пропагандистского давления. Вторая — в продолжающемся ухудшении экономического положения населения, снижении его реальных доходов и предновогоднем настроении, способствующем вере в чудеса. Ведь всем хочется надеяться, что вопреки тому, о чем говорит им разум, новый год будет лучше, чем уходящий.

Третья же и, весьма вероятно, главная причина, в эластичности создания россиян. Почти три года людям промывали мозги и убеждали их, что весь мир идет на Россию войной. Естественно, у граждан включалось ответное неприятие «проклятого Запада». Однако так уже было с Грузией или, например, Эстонией, против которых в 2000-е годы с помощью пропаганды велись информационные войны. Когда давление снижалось, эластичное сознание постепенно возвращалось в исходное положение. И вот уже та же Грузия — одна из самых популярных у граждан России стран для отдыха. А ведь, казалось бы, не так давно, всего восемь лет назад, две страны воевали, причем не на экранах телевизоров, а вживую.

То же самое, вероятно, происходит и с информационной войной с США и Евросоюзом. Как только давление со стороны медиа чуточку ослабло, представления об окружающем мире у россиян постепенно начали приходить в норму. Это, правда, не значит, что если пропаганду опять включат на полную, ненависть к Западу не подскочит до заоблочных высот. Ведь доверие к «голубому экрану» в России даже если и снижается сегодня, то пока незначительно.

Иван Преображенский