Posted 1 декабря 2016,, 14:57

Published 1 декабря 2016,, 14:57

Modified 31 января, 12:58

Updated 31 января, 12:58

Послание эпохи застоя

1 декабря 2016, 14:57
Главным итогом послания стало укрепившееся понимание того, что у правящих элит нет совершенно никакого видения будущего страны. И это касается не только внутренней политики, но и внешней.

Наверное, впервые Путин начал свое послание Федеральному Собранию с вопросов политического развития страны. И опять же впервые не с точки зрения каких-то предложений, а с точки зрения, что называется, похвастаться. Это говорит исключительно о том, что именно существующий статус-кво с фактическими четырьмя партиями и смешанной системой выборов решено сохранить. Причем именно в конструкции с конституционным большинством «Единой России» в парламенте, ибо она стала единственной партией, прямо названной главой государства.

Так что с этой политической системой мы войдем в президентские выборы. То есть сохранятся единый день голосования, муниципальные фильтры для губернаторов, фактическое отсутствие стимула для развития партийной системы.

Ровно так же президент, что называется, похвастался ситуацией с НКО, которые работают в сфере благотворительности. Все хорошо — волонтеры заняты делом, деньги собираются, пусть только чиновники к ним повнимательнее будут. Однако ничего о модернизации законодательства об НКО, в том числе в части определения иностранного агента, сказано не было. То есть тут, как и с политической системой, ситуация замирает до выборов президента как минимум.

Если говорить совсем прямо, то Кремль вполне устраивает ситуация с четырьмя партиями, которые имеют в основном стилистические разногласия, и с созданными чиновниками или под чиновников НКО. Эдакий фасад демократии и многопартийности решено сохранить.

Тем более символично, что политическая система стабильна к году 100-летию революции. Кстати, очевидно, что никаких уроков из нее власть извлекать не собирается. Ведь главной ее причиной стало то, что интересы народа в политической сфере никто не представлял. А что сейчас? Конституционное большинство «Единой России», которое Путин тоже отметил, чисто технологическое, связанное со странностями избирательного законодательства. Но ведь большинство граждан России не пришло на выборы, то есть их не представляет ни «Единая Россия, ни какая-то другая партия, ни даже все партии вместе взятые.

Отсюда можно сделать довольно простой вывод — новый политический блок Кремля будет настроен на чисто технологические вопросы. То есть не на вопрос содержания политической системы, а на вопрос ее формы. Поэтому я довольно пессимистично отношусь к разговорам о том, что для повышения легитимности власти ей нужны конкурентные президентские выборы. Сегодняшнее послание хоть и не было предвыборным (кстати, оно косвенно опровергло слухи о досрочных выборах президента), но оно обозначило главное политическое направление, которое я бы назвал даже политтехнологическим.

Любая же идеология сейчас может быть только в сфере обсуждения прошлого, а не будущего. Не зря буквально в первых строчках президент сказал, что изучать историю надо так, чтобы не тащить раскол прошлого в сегодняшнюю жизнь. Это по сути стало даже обозначением рамок идеологических дискуссий о прошлом, причем рамок довольно печальных, ибо их установка явно стала реакцией на публикацию списков сотрудников НКВД 30-х годов и расследования Денисом Карагодиным убийства собственного прадеда в период репрессий.

Вообще, на мой взгляд, главным итогом послания стало укрепившееся понимание того, что у правящих элит нет совершенно никакого видения будущего страны. Конечно, предложено много мер в экономике и социальной сфере, но они, скорее, напоминают действия пожарной команды, действующей лишь по текущей ситуации, а не строителей, закладывающих фундамент на будущее.

И это касается не только внутренней политики, но и внешней. Я не исключал того, что послание может быть адресовано не сколько нам с вами, сколько обновляющимся американским правящим элитам, потому что желание помириться у Кремля есть и он его демонстрирует. Однако ничего подобного в Кремле не прозвучало, кроме общих фраз о сотрудничестве с Китаем, Индией и операции в Сирии. И ведь понятно почему сказать особо нечего: нет понимания куда идти — на Запад или на Восток. А это на самом деле ключевой вопрос для внешнеполитического курса. Абсолютный кризис России, как региональной державы, привел к тому, что в послании ни единого слова не было сказано о постсоветском пространстве и наших интересах в его границах.

В целом послание Федеральному Собранию, наверное, не только у меня вытащило из памяти слово «застойное». И ровно такими будут, скорее всего, грядущие президентские выборы. Мы мечтаем теперь уже не о конкуренции даже, а хотя бы о ее видимости. Но даже для ее обеспечения нет ни ресурсов оппозиции, ни желания власти.

Прочитать оригинал поста Кирилла Шулики можно на сайте «Эхо Москвы».