Posted 8 декабря 2016,, 11:38

Published 8 декабря 2016,, 11:38

Modified 31 января, 13:04

Updated 31 января, 13:04

Сказал правду — лишился карьеры

8 декабря 2016, 11:38
В России появилась идея проверять студентов на «склонность к экстремизму». То есть заранее вычищать из активной части общества всех, кто неспособен ко лжи в общении с государством.

Пока профессиональное сообщество вяло дискутирует на тему кризиса опросной социологии, отечественные гении борьбы за межнациональный мир и титаны интернационального духа из многочисленных «очисток» предложили повальное анкетирование студентов в стране на предмет «склонности к экстремизму». Ну и в качестве полигона, понятно, решено опробовать Москву.

Полагаю, что предстоящее анкетирование принесет нам много всякого забавного. Нормальный молодой человек непременно будет демонстрировать в представлениях о мире «склонности к экстремизму». Ну то есть демонстрировать радикальные взгляды, не видеть полутонов, не опираться на предрассудки, иметь ощущение, что знает и понимает решение мировых проблем, и так далее и тому подобное. Быть буквально «крайним», вдали от середины гауссова распределения.

Что даст нам анкетирование на «экстремизм»? Примерно то же самое, за что критикуют современные опросы: мы получаем не срез общественного мнения, а выясняем долю в обществе лжецов, способных демонстрировать «социально одобряемое поведение».

Но дальше — больше. Организационные последствия. Дело-то государственное, оно не может делаться просто так, без последствий и выводов. Итак, человек, способный осознанно занимать социально одобряемую позицию, остается в позиции «студент», а человек, у которого в возрасте 18-23 не хватает ума лгать всякий раз, когда он вступает в любые отношения с государством, рискует сменить свой социальный статус на «отчисленный» или даже обвиняемый по уголовному делу в рамках 282. Ну или в лучшем случае в его личном деле навсегда останется отметка «склонен к экстремизму» с понятными карьерными последствиями.

Это, конечно, очень круто. Если проект будет реализован по-нормальному, а не просто для того, чтоб несколько чиновников отчитались о высоких KPi в деле антиэкстремистских упражнений, так вот, если проект сделают нормально, он станет гениальным социальным экспериментом по стигматизации любой искренности в общественном взаимодействии. Невиданным ранее. Прекрасным. Куда там насаждению «политкорректности» в либеральных университетах Запада. Типа «стэнфордского тюремного эксперимента», только глобальнее и круче в тысячу раз.

Что будет с обществом, если из его активной части вычищать неспособных к 18-летию к рефлексивной лжи в общении с государством? Не надо говорить, что так и происходит. Куча моих знакомых чиновников и видных единороссов были вполне себе экстремистами в 90-е. Да и я сам, был грех, кричал: «Банду Ельцина под суд, янки Борьку не спасут» без всяких последствий, кроме приводов, которые, кстати, тоже не вели ни к каким дальнейшим последствиям.

Мы все, в общем, приходим к необходимости разного рода сделок, но несистемно, каждый в свой срок, каждый в своей интенсивности и глубине. А вот так, чтобы базовая ложь стала обязательным условием «доступа к карьере», в том числе в узкопрофессиональных областях, — это круто. Я, честно говоря, восхищен масштабом замысла экспериментатора.

Жаль только, что это вряд ли. Понимая, как работает система, можно предположить, что деньги распилят, отчитаются, что экстремизм побежден, а мир и согласие — достигнуты на 27,89% больше, чем за предыдущий отчетный период.

Прочитать оригинал поста Глеба Кузнецова с комментариями читателей его блога можно здесь.