Posted 9 января 2017,, 14:09

Published 9 января 2017,, 14:09

Modified 31 марта, 00:38

Updated 31 марта, 00:38

Одной бедой меньше

9 января 2017, 14:09
Дорог в России, считайте, нет. Для претендующей на статус сверхдержавы страны площадью в 17,1 миллиона квадратных километров наша транспортная система удивительно убога.

Точно неизвестно, кто именно сказал, что «У России две беды — дураки и дороги». То ли Гоголь, то ли Карамзин, то ли Салтыков-Щедрин. Возможно, никто из них и вовсе такого не говорил, потому что это полная чушь.

Дорог в России, считайте, нет. Для претендующей на статус сверхдержавы страны площадью в 17,1 миллиона квадратных километров (почти в два раза больше, чем у следующих на нами Канады (9,9), Китая (9,6), США (9,5) или Бразилии (8,5)) наша транспортная система удивительно убога.

Во-первых, дорог в России просто мало. Общая протяженность автодорог у нас — 1,4 млн км., в Китае — 4,5, в США — 6,6. В пересчете на площадь страны мы отстаем от китайцев в 5,6 раза, от США — в 8,6 раза.

Во-вторых, наши дороги по мировым стандартам это не дороги, а, скорее, направления (оленьи тропы, средневековые тракты или что-то еще в этом духе — архаичное, дикое и необустроенное). Более 30% россиян считают качество дорог в РФ абсолютно неудовлетворительным, а суммарная длина автомагистралей во всей России составляет жалкие 816 километров.

Это меньше, чем в крошечных Финляндии, Венгрии или Греции. Да что там! В Иране, Сирии и даже Нигерии автомагистралей больше. От США и Китая мы отстаем по покрытию страны автомагистралями в 160 и 220 раз соответственно. Зато когда достроится магистраль М11 (Москва-Петербург), длина автомагистралей в стране практически удвоится и мы будем отставать всего в 88 и 122 раза. Здорово, правда?

Возможно, дефицит автомобильных дорог компенсируется развитой железнодорожной сетью? Тоже нет. Покрытие территории железными дорогами у нас в 6 раз хуже американского и в 4 — китайского.

Про высокоскростные железные дороги говорить не хочется, но придется: в 2016 году их протяженность в Китае превысила 20 тыс. км. У нас — 1 тыс., и то, если считать наши «Сапсаны» скоростными поездами. Их максимальные 250 км/ч смотрятся бледно по сравнению с китайскими 431 км/ч у поездов на магнитной подушке.

Водного транспорта я касаться не буду. Скажу только, что грузооборот порта Шанхая больше, чем у всех российских портов, вместе взятых — Петр Первый, пробиваясь к Балтийскому и Чёрному морям, старался напрасно, так что перейдем сразу к авиации.

С ней ситуация чуть более запутанная: по данным Википедии, в России 1218 аэропортов. Министерство транспорта, правда, считает иначе и говорит о 259 действующих. Все остальные — это военные, законсервированные или просто заброшенные взлетно-посадочные полосы. Для сравнения: в США действующих аэропортов больше 19 тысяч — разница в 80 раз, в пересчете на площадь территории — в 144 раза.

Справедливости ради нужно уточнить, что многие из американских аэропортов представляют собой небольшую взлетно-посадочную полосу, обслуживаемую автоматикой, и заправку для самолетов. Но они работоспособны, и как раз такой вариант был бы идеален для российской глубинки.

Интерпретировать все это можно по-разному. Романтики могут считать Россию фронтиром — девственной и неизведанной территорией. Патриотам, по-видимому, придется сказать, что россияне и так живут в самой лучшей стране (и все остальные страны им завидуют), поэтому ездить им никуда не нужно. Экономисты говорят, что без транспортной инфраструктуры невозможно создавать прибыльные производства, обеспечивать их сырьем и рабочей силой, зарабатывать на транзите.

А я скажу так: пока до большей части территории нельзя быстро и с комфортом доехать или долететь, а можно только «добраться», Россия представляет собой небольшую, в сущности, страну (на уровне Испании, Мексики, Италии), но с громадными амбициями. Выглядит это так же смешно, как маленький мальчик в огромных папиных сапогах. Так и нос расшибить недолго.

Прочитать оригинал поста Вадима Жартуна можно здесь.