Posted 12 января 2017,, 16:33

Published 12 января 2017,, 16:33

Modified 31 января, 13:29

Updated 31 января, 13:29

История про деньги

12 января 2017, 16:33
Памятник и музей, который не бедствовал. Который не возвращается по справедливости прежнему владельцу. Который просто меняет хозяина по прихоти властей безо всяких на то оснований.

Признаюсь, что и ваш слуга покорный крупно лажанулся однажды на этот счет. Я тоже был уверен, что раз Исаакиевский собор был построен при батюшке-царе, то и принадлежал он церкви православной — кому же еще? А выяснилось, что ничего подобного. Как был Исаакий казенным, так и оставался все эти долгие годы при всех властях. Но отныне этому будет положен предел и наступит передел. Вообще, с точки зрения обывателя — какая вроде бы разница, кто конкретно владеет каким зданием — пускай это даже и собор. Главное, чтобы памятник содержался надлежащим образом, чтобы мы, как туристы, могли посещать его так же, как посещали прежде. Иногда смена собственника и передача государственного имущества в иные руки даже идет на пользу, потому что у государства часто нет ни денег, ни времени, ни желания заниматься разнообразными подведомственными объектами.

Но Исаакиевский собор — это совсем другая история. Это не заброшенная усадьба разорившегося дворянина — это памятник галактического значения. Памятник и музей, который не бедствовал. Который не возвращается по справедливости прежнему владельцу. Который просто меняет хозяина по прихоти властей безо всяких на то оснований. И нас беспокоят те самые два вопроса: будет ли собор поддерживаться в должном состоянии и сможем ли мы так же свободно посещать его, как и в то время, когда он был музеем? Если здание церковное — то прежнего вольного посещения там, по идее, быть уже не может. Потому что объект должен будет подчиняться уже не музейным требованиям, а церковным. А это службы, обряды и прочие мероприятия, подразумевающие определенные ограничения. Странно будет во время молитвы шляться среди верующих в шортах, щелкать фотоаппаратом и громко разговаривать по телефону.

А что насчет сохранности? А вот насчет сохранности граждане из РПЦ уже выступили и выразили надежду, что работы по поддержанию здания в достойном виде возьмет на себя государство. Этот как же? Государство просто так подарит объект и будет его содержать? А батюшки чего — кадилами только махать станут? Нет, ребята, тут другое! Я хотел бы обратить ваше внимание на слова директора музея Николая Бурова. А директор говорит, что Исаакий не просто входит в тройку самых посещаемых памятников в России, но и единственный не получает из бюджета дотаций! 650 миллионов в год его оборот и 200 миллионов собор сам зарабатывает на собственную реставрацию. Да еще платит в казну города налогов миллионов на 70! Вот вам и ответ! Исаакий — то редкое учреждение культуры, которое не просит денег, а дает. Зарабатывает. Церкви не потребуются дотации на поддержание здания в должном виде — здание само себя обеспечивает.

И теперь будет обеспечивать наших христарадников. Поэтому в их интересах пускать туристов, как и пускали — и получать полагающиеся миллионы. Впрочем, можно, конечно, и не пускать, а потери покрывать за счет бюджета, куда Исаакий ежегодно перечислял прежде десятки миллионов рублей. Так что эта история не про духовность, а как всегда про деньги.

Прочитать оригинал поста Антона Ореха можно на сайте «Эхо Москвы».