Posted 24 января 2017,, 21:01

Published 24 января 2017,, 21:01

Modified 31 января, 13:39

Updated 31 января, 13:39

Дональд Трамп и не его женщины

24 января 2017, 21:01
Алла Ярошинская
Новый президент США всегда был бабником и любимцем представительниц прекрасного пола, зачастую смотрящим на них утилитарно.

Около миллиона человек, как сообщает американская печать, вышли на улицы Вашингтона на следующий день после инаугурации 45-го президента США Дональда Трампа, чтобы выступить уже против избранного главы страны. Манифестацию по половому признаку — «Марш женщин» — не только в столице, но и по всей стране и за ее пределами, организовали феминистские движения, «зеленые» и активисты левых партий. По крайней мере, это следует из многочисленных интервью участников женского марша в американской прессе. Для многих в России и странах СНГ (особенно, азиатских) эта глобальная акция до сих пор остается непонятной: чего же не удовлетворенные итогами выборов американские женщины хотят от Трампа?

Главная легенда такая: Дональд Трамп, еще будучи в статусе кандидата, оскорбительно высказывался о женщинах, что в демократическом обществе просто недопустимо. В частности, речь идет об опубликованной американскими средствами массовой информации записи разговора с телеведущим Билли Бушем. Тогда Трамп сказал: «Ты можешь делать с женщинами все, что хочешь, если ты звезда», а в дополнение своих слов рассказывал сальную историю о своей попытке соблазнить замужнюю женщину. Это-то и стало якобы спусковым крючком — прежде всего для американского феминистского сообщества. (Как рассказывал мне много лет назад один американский профессор из Мичиганского университета, он едва не попал под статью о так называемых sexual harassments — сексуальных домогательствах — только из-за того, что в гардеробной решил помочь женщине-коллеге надеть пальто.)

К этому главному обвинению — неуважение к женщинам, а значит — попрание их прав и свобод (десяток оскорбленных достоинств заявляли по многим каналам телевидения о том, что пали в свое время жертвой сексуального насилия со стороны Трампа) добавились другие претензии. Так сказать, смежные — нелицеприятные высказывания об эмигрантах вообще и о мексиканцах и мусульманах в частности.

Соответствовали моменту и лозунги «Марша женщин», на который прибыли также сочувствующие и поддерживающие их мужчины: «Сольем Трампа!», «Трамп — не наш президент!», «Будущее — это женщина!», «Тебе надо сейчас обращать больше внимания на нас», «Мы против домашнего насилия», «Сестры сильнее вместе» и тому подобное народное творчество. Однако на приз зрительских симпатий вполне мог бы потянуть развернутый баннер со словами «Я не произошла от твоего ребра, ты появился из моей вагины». Видимо, в доказательство этого некоторые особо креативные даже маршировали в костюме этой самой вагины. Были замечены также картинки с полуобнаженными изображениями Дональда Трампа и Владимира Путина — уж неизвестно, что точно их авторы хотели этим сказать или, упаси Бог, на что намекали.

Значимости и энергетики антитрамповскому женскому протесту добавили так называемые селебритис, то есть знаменитости из сферы шоу-бизнеса и Голливуда (который практически весь голосовал за Хиллари Клинтон), поддержавшие ее президентскую гонку также и финансово. И проигравшие, выходит, вместе с ней. На марше «засветились» актрисы Скарлетт Йоханссон, Джулианна Мур, Фрэнсис Макдорманд, певицы Кэти Перри, Шер и другие знаменитости.

Однако фору всем дала певица Мадонна, заявившая с вашингтонской трибуны, что она настолько обозлена из-за победы Дональда Трампа, что даже хотела взорвать Белый дом. Видимо, играя на массы и чтобы добавить протестного градуса, Мадонна не постеснялась публично несколько раз нецензурно выругаться в адрес нового президента. На этих ее словах даже антитрамповский телеканал CNN вынужден был прервать трансляцию. Сейчас американская печать сообщает, что после этого феерического спича Мадонной заинтересовалось ФБР.

«Это только начало, — рассказала газете The Guardian Эвви Хейрмон, мировой координатор „Марша женщин“. — Мы не собираемся никуда уходить. Это массовая мобилизация, и мы намерены использовать эту сеть людей, направить их лоббировать наши интересы к их членам конгресса, звонить их губернаторам… это все станет результатом нашего марша». От себя The Guardian тоже обиделась за женщин, заявив, что «Трамп использовал свою речь в ЦРУ… чтобы атаковать печать, которая, по его утверждениям, исказила в своих отчетах количество пришедших на его инаугурацию. Примечательно, что он не упомянул женские марши, которые в Вашингтоне вывели больше людей на улицы, чем его инаугурационная церемония и парад».

Излишне говорить, что все американские и европейские СМИ просто захлебнулись темой «Марша женщин» против Дональда Трампа. Например, газета The New York Times на своем сайте, кроме множества статей, отдала ему целую рубрику «Письмо редактору» — отзывы читателей и участников марша. Причем, подавляющее их большинство — 99,99% — «склоняют» нового президента на чем свет стоит. Вообще, замечу, вся эта респектабельная некогда газета превратилась за время президентской гонки (и после нее) в большую стиральную антитрамповскую машину. Что, конечно, несколько обескураживает на фоне заклинаний о свободе печати и торжестве справедливости в США.

Хотя статей на тему женского протестного марша в американских и мировых СМИ опубликовано бесчисленное количество и они продолжают множиться, их все захлестывают эмоции. А вот чего конкретно хотят от Трампа эти разозленные женщины — кажется, никто подробно и не написал. Оговорку сделала, пожалуй, The Washington Post, отмечая, что они борются за свои «репродуктивные права, равную оплату труда, доступную медицину и защиту окружающей среды».

Ответ на вопрос, почему женщины протестуют против Трампа, я получила от американского профессора истории Кэйт Браун. «Женщины чувствуют угрозу со стороны Трампа. Он хочет изменить законы, которые будут регулировать, как использовать их тела (делая аборт незаконным), остановить государственное финансирование для Planned Parenthood (федеральная неправительственная организация планирования семьи — А.Я.), содержащую клиники, в основном в городах, которые делают гораздо больше, чем просто занимаются абортами. Они предлагают женщинам регулярные гинекологические осмотры и контроль для беременных, они делают это по доступной цене для людей без медицинского страхования».

Женщины вышли на марш протеста против избранного президента еще и потому, что, как утверждает Кейт Браун, «он также хочет остановить новые гарантии общественного медицинского страхования для американцев под названием Obamacare („Закон о доступной системе здравоохранения“). При отсутствии страхования забота о здоровье становится невозможной». (Кстати, он уже отменил этот обамовский закон, несмотря на протесты.)

И еще важное замечание от профессора: «Многие тысячи мужчин также приняли участие в марше. Он был организован в качестве женского марша, но люди, которые были недовольны выборами Трампа, вышли на улицы. Пол не имеет значения. Большинство американцев, помните, проголосовали против Трампа. Он выиграл только из-за устаревшей избирательной коллегиальной системы…» По ее словам, протестовали не только те, кто проиграл вместе с Хиллари Клинтон, но и кто голосовал за других кандидатов и даже — кто поддержал Трампа на выборах.

Одно из главных заявлений организаторов марша заключалось в том, что Трамп — это не женский выбор президента. Так ли это? Несмотря на впечатляющий протестный марш по всему миру, детали статистики по голосованию рисуют другую историю о женщинах и Трампе. Как отмечает политический сайт Vox, многие женщины не только голосовали за него, но и были ключевыми фигурами при его вознесении на вершину власти.

Да, за Клинтон отдали свои голоса 54%, за Трампа — 42% женщин. Однако Трамп опередил соперницу среди белых избирательниц, заручившись поддержкой 53% из них. «Если смотреть еще глубже, — отмечает Vox, — он победил Клинтон на 27 пунктов среди белых женщин, не имеющих высшего образования». Причем, в трех штатах, которые решили исход выборов — Висконсине, Пенсильвании и Мичигане. Уже этого было достаточно, утверждает издание, чтобы отправить Трампа в Белый дом. То есть сотни тысяч поддерживающих Трампа женщин не были оскорблены его комментариями или действиями. И это развеивает общую иллюзию, что все женщины являют собой некий сплоченной блок при голосовании. Их подход, похоже, формируется другими личностными факторами политика.

Как отмечает Келли Диттмар, профессор политологии, «уже давно бытует ошибочное мнение, что женщины-избиратели голосуют по их гендерной идентичности, а не за партии». Нельзя говорить о женщинах, считает она, как о едином блоке для голосования, нельзя пренебрегать различиями по признаку расы, возраста, образования.

Успех Клинтон среди женщин во многом обусловлен ее популярностью среди меньшинств. Среди образованных чернокожих женщин более 90% проголосовали за нее и 95% — среди черных избирателей- женщин без высшего образования, отмечает The Washington Post. Трамп же нашел особую поддержку среди белых женщин, не имеющих высшего образования, 61% из которых отдали голоса ему.

И последнее. Лет десять назад, будучи в Нью-Йорке, я купила автобиографическую книгу Трампа The Art of the Comeback («Искусство возвращаться») — для улучшения и расширения своего английского американского. В ней немало страниц, посвященных женщинам (раздел The Women in (and out) of My Life («Женщины в (и вне) моей жизни»), которые, несомненно, прибавили бы экзальтации участницам марша, если бы они прочли его. Будучи тогда на десять лет моложе, Дон в интимных, можно сказать, подробностях описывает некоторые свои похождения и поведение женщин, которые, по его словам, буквально вешались на него. Причем женщин, в том числе, и из высшего света. «Если бы я рассказал все реальные истории моих опытов с женщинами, часто выглядящими счастливо замужними, и с важными женщинами, эта книга стала бы гарантированным бестселлером…»

Вот только один эпизод из этой главы: «Я помню визит на великолепный ужин, который давали одни из самых почитаемых людей в мире. Я сидел рядом с леди с большой родословной и с большим богатством. Ее муж сидел с другой стороны стола. (…) Вдруг я почувствовал ее руку на моем колене, потом на моей ноге. Она начала ласкать меня в разных направлениях. Я посмотрел на нее и спросил: „Все в порядке?“ (…) Потом она попросила меня потанцевать с ней, и я согласился. Когда мы стали с ней танцевать, она продолжала так же агрессивно. (…) Дональд, — сказала она, — Я ни о чем не беспокоюсь, я хочу заполучить тебя, и заполучить сейчас…»

Так что ничего нового Трамп о женщинах в своей предвыборной кампании, похоже, не сказал. Он всегда был бабником и любимцем женщин, зачастую смотрящим на них утилитарно. Но, как сейчас оказалось, не всем из них такой подход нравится. Правда, не поздно ли пить «Боржоми»?

Алла Ярошинская