Posted 1 февраля 2017,, 17:06

Published 1 февраля 2017,, 17:06

Modified 31 января, 13:46

Updated 31 января, 13:46

Бить будут чаще. И убивать

1 февраля 2017, 17:06
Если российские власти установят за однократные побои в семье лишь административную ответственность, то количество летальных исходов в результате домашнего насилия возрастет.

Уважаемые бывшие коллеги-законодатели, вы хоть понимаете, что натворили?

Да, безусловно, вы продолжаете всех нас радовать и даже порой вызываете умиление. После того как вы сами себя высекли, приняв противоречащие трудовому законодательству, здравому смыслу и духу парламентской деятельности поправки к регламенту нижней палаты, позволяющие себя штрафовать, после того как вы выслушали, стеснительно промолчав, антисемитское заявление вашего коллеги депутата Толстого про «жидобольшевизм», наконец, вы занялись правом. Точнее, абсолютным неправом: вы приняли уродливый с правовой и всех остальных точек зрения закон, после которого в семьях будут бить чаще, сильнее и безнаказанно.

И убивать.

Если совсем коротко и специально для вас о скучном праве, то вся эта история закона «о побоях» — это история случайностей, коварства и человеческой трусости. В том числе вашей, коллеги.

Итак.

Действующая сейчас норма, пока новый закон не одобрен Советом Федерации и не подписан Владимиром Путиным, после летних изменений устанавливает уголовную ответственность за побои при наличии одного из трех признаков:
— в отношении близких;
— из хулиганских побуждений;
— по экстремистским мотивам.

До июля 2016 года (запоминайте, это важно) за нанесение побоев можно было привлечь к уголовной ответственности всегда — вне зависимости от того, кому нанесены побои и по каким мотивам. То есть и близких родственников тоже можно было привлекать. Эта норма в законодательстве уже была.
Внимание — уже была!

Изначально, и вы это знаете, это была идея Верховного суда о существенной декриминализации различных статей УК, который предложил перевести некоторые преступления небольшой тяжести, в том числе побои, в разряд административных проступков. Мотивировалось это тем, что сами эти преступления либо лица, их совершившие, не обладают достаточной степенью общественной опасности и негативные последствия от судимости не вполне адекватны характеру деяний и личности осужденных. Вполне себе благообразная формулировка.

На самом же деле задача была в том, и вам тоже об этом известно, чтобы разгрузить суд, поскольку объем рассматриваемых дел огромен, судьи не справляются, дополнительных денег государство не дает — у государства нашего, увы, много других важных приоритетов, преимущественно — внешнеполитических. Соответственно, проще декриминализировать часть статей и превратить их в административные деликты.
А что до главного постулата уголовного права: «наказываем, чтобы исправлять», да и черт с ним, Господь управит.

Тем не менее летом, в процессе обсуждения законопроекта, всем, включая Генеральную прокуратуру, Следственный комитет, администрацию президента, Совет Федерации, правительство, стало понятно, что за домашнее насилие нужно привлекать к уголовной ответственности и привлекать сразу, не дожидаясь второго случая. Для этого и решили оставить в рамках УК не только хулиганские и экстремистские побои, но также нанесение побоев близким лицам (близким родственникам, опекунам, попечителям и т. п.) Так и появилась действующая пока еще редакция статьи 116 УК.

В итоге вменяемый законодатель лишь частично декриминализировал такое преступление, как побои. Вместе с тем он обоснованно посчитал преждевременным декриминализовать такой состав в отношении близких лиц. <...>

Почему обоснованно?
Да потому что именно эти преступления имеют большую общественную опасность, так как в большинстве случаев при таких преступлениях потерпевший находится в зависимом положении, а иногда и в беспомощном состоянии (это, если вы не в курсе еще, когда маленьких детей забивают) по отношению к агрессору. Плюс латентность высочайшая.

Как правило, бьют и забивают близких лиц дома, на глазах у детей, или же забивают самих детей, и это у нас, скучных юристов, говорит о «повышенной степени общественной опасности преступления» в сравнении с побоями, совершенными в отношении «чужих лиц».

Вы еще не поняли, почему?

Сейчас объясню.
Потому что территория семьи по сравнению с территорией, например, школы имеет меньше барьеров защиты. Посудите сами: кто защищает вашего ребенка в школе? Вы и государство посредством уголовного закона.
Кто защищает вашего ребенка в семье? Только вы, если уголовный закон отменят. А если вы и есть тот, от кого ребенка надо защищать? Если вы — тот, кто порет ребенка, бьет его утюгом, сковородой, кулаком, тушит об него окурки?
Чем его защищать, если вы отменили уголовный закон?

Я слышал много реплик от авторов закона и от вас, коллеги, о том, что, мол, несправедливо карать близких сильнее, чем чужих. Но тогда надо внимательнее изучать в теории о наказании принципы справедливости и соразмерности наказания.
Справедливость там — категория не только уравнивающая, но и распределяющая. А это значит, что закон должен применяться одинаково только к одинаковым ситуациям. Парадокс связанных между собой правовых принципов равенства и справедливости заключается в том, что и то, и другое достигается за счет бесконечно углубляющейся дифференциации. Справедливость требует, например, различного отношения к несовершеннолетним и взрослым преступникам, хотя кто-то видит в этом нарушение равенства в зависимости от возраста. Поэтому повышенная уголовная ответственность для тех, кто применяет насилие в семье, по сравнению с другими дебоширами, драчунами и уродами, основана на объективном различии в характере и обстановке совершаемых действий: дома жертв забивают и убивают свои. Те, кто должен беречь, охранять и растить. Или хотя бы любить.

Что же касается вашего второго аргумента о том, что на первый раз за то, что избил, достаточно административного наказания, а уж во второй будет уголовное, то тут вы правы, с этим не поспоришь. Во второй раз, как показывает статистика МВД, говорящая о более чем двух с половиной тысячах убитых детей в семьях за год, будет либо тяжкий вред здоровью, либо труп.
Ну и уголовное дело в результате, разумеется.

Теперь вам понятно?

Да, чуть не забыл, спасибо, друзья-ученые напомнили.
Побои — это любое причинение физических страданий, если оно не повлекло утрату трудоспособности на срок от 7 дней. Любое!
То есть, помимо непосредственно мордобоя и избиений различными средствами (ремнями, скакалками, розгами, шлангами), это еще и удушающие приемы, болевые приемы, выкручивание рук, ног, пальцев, утопление, щипки, прижигание горячими предметами (утюгами и окурками), оставление на холоде, в жаре, запихиваение в ящик и т. д. Разнообразный такой арсенал издевательств и человеческой мерзости. Которые при систематических побоях образуют другой состав — истязание, которого теперь тоже благодаря вам не будет.
Иными словами — теперь все вот это, после вашей законодательной работы, «административка». И никакая полиция возбуждать ее не будет. Она и раньше-то не спешила, а теперь вообще пальцем не пошевелит.

Здорово у вас получилось.
Молодцы.

Прочитать оригинал поста Константина Добрынина с комментариями читателей его блога можно здесь.