Posted 20 марта 2017,, 18:38

Published 20 марта 2017,, 18:38

Modified 31 января, 14:27

Updated 31 января, 14:27

Страна рельсов

20 марта 2017, 18:38
Провинциальные паровозики отчаянно сражаются за выживание, их поддерживает сердобольное общественное мнение, о них снимают душераздирающие телесюжеты.

Япония - страна рельсов, они пронизывают ее по всем направлениям, и через горные туннели, и по редким плоским равнинам. На них постоянно наталкиваешься в самой глухой глубинке. И удивительный, печальный звук предупреждающего сигнала при закрытом шлагбауме на переезде - тема невообразимого количества стихов и эссе.

Железные дороги для многих японцев - предмет страсти или, по меньшей мере, латентного, исподволь возбуждающего, неотпускающего интереса. Есть целый массив периодики и интернет-ресурсов о локомотивах и вагонах, включая великолепно изданные журналы с волнующими иллюстрациями экстра-класса. Ну, как модный "Вог" или милый, старомодный "Пентхаус" с красотками - но только для любителей паровозов. Есть гигантская сеть кружков самодеятельных фотографов, которые снимают только железные дороги, там в битвах за первенство происходят чудовищные интриги и коварные злодейства. Японские дети с самого малолетства осознают, что паровозами надо восхищаться - их атакует созданная взрослыми индустрия картинок, игрушек и прочей фигни, которая стала одной из основ национального потребительского спроса и национального мироощущения.

Во времена революционной модернизации страны в конце XIX века именно "железка" (а по-японски железная дорога называется как по-русски - двумя иероглифами "железо" и "дорога") стала символом обновления, воплощением погони за европейско-американскими достижениями. Ну, как наш Транссиб - только у нас он остался несколько одиноким, а японские рельсы не просто превратили конгломерат феодальных княжеств в единую страну, но и стали невообразимым удобством. В чертовом заброшенном углу по узкоколейке с поездом из двух, а то и одного вагончика можно легко добраться невесть знает до какой деревушки, где почему-то есть известный среди любителей постоялый двор с каким-то якобы особым горячим источником.

Увы, это невообразимое достижение японской цивилизации сейчас гибнет - некому ездить в этих вагончиках, население неумолимо сдвигается в большие города с их логикой беспощадной эффективности. Соединяющие их скоростные поезда стерильны, предельно удобны, ходят с точностью до минуты, идеальны для подтянутого делового человека с компьютером и жестким расписанием встреч на месяц вперед. Провинциальные паровозики отчаянно сражаются за выживание, их поддерживает сердобольное общественное мнение, о них снимают душераздирающие телесюжеты. Всех потрясла история поезда из одного вагона, который железнодорожная компания себе в убыток держала в затерянном в провинции углу - потому что там была одна девочка, которая ездила на нем в школу.

Одна девочка! Черт, иногда кажется, что богатая Япония только ради ностальгии сохранит свою фантастическую сеть маленьких железных дорог. Ну, как атракцион. Ну, как память. Как возможность проехать по рельсам до неведомой деревушки с горячим источником, с каким-нибудь уникальным угощением и местной незамысловатой историей про героя, сразившегося в незапамятные времена с чудищем, пожиравшим местных красавиц.

Прочитать оригинал поста Василия Головнина с комментариями читателей его блога можно здесь.