Posted 27 марта 2017,, 10:36

Published 27 марта 2017,, 10:36

Modified 31 января, 14:34

Updated 31 января, 14:34

Народ вышел за себя

27 марта 2017, 10:36
Алла Ярошинская
Молодежь протестовала по всей стране не «за» Навального, а против системы, генерирующей коррупцию, бедность и бесправие.

В России вчера произошло знаковое событие, о котором бурлят социальные сети в Интернете, но молчит телевизор. Акция под потешным названием «Он вам не Димон», к которой призывал оппозиционер Алексей Навальный, таки да, удалась — народ вышел на улицы от Питера и Москвы до Магадана и Владивостока — протестовать против коррупции. Вчерашний день преподал и Кремлю, и всей стране несколько архиважных уроков. О них и поговорим.

Как известно, всего заявки на проведение антикоррупционных митингов подали инициативные группы в 94 городах, на акцию вышли в 80-ти. По самым грубым прикидкам, на основании сообщений в социальных сетях, по всей стране свое отношение к коррупции публично выразили не менее трехсот тысяч, но не более полумиллиона человек. Больше всего народу собралось в Москве — по оценкам правоохранительных органов, 7-8 тысяч, по замерам активистов — 30-50 тысяч. Значит, в среднем тысяч 25. Ну, а питерцы подали «заявку» своей четырехчасовой акцией с участием десяти тысяч человек — видимо, как они сами шутят, на четвертую российскую революцию.

О чем говорят эти цифры робкой российской турбулентности? Много это или мало? Смотря как оценивать. Понятно, что в масштабах большой России — это мелочи. (И так, видимо, убаюкивают Кремль обслуживающие его политологи.) Однако если учесть, что в течение многих лет в стране параллельно идут два взаимодополняющих процесса — подкручивание «гаек» и убойные телепропагандистские «стрельбы» уже не только ежевечерне, но и днем — для бабушек и беременных, — то сам географический размах акции и эти скромные цифры способны вызвать у властей мигрень.

Большим сюрпризом стало и поведение судебной системы — она впервые в новейшей истории дала сбой. В четырех-пяти городах суд отменил запреты на проведение митингов и обязал местные власти согласовать их с гражданами. (Интересно проследить, что произойдет с этими неуправляемыми слугами Фемиды дальше, если, конечно, они не выполнили указание сверху.)

Еще одно открытие — молодежь. Трансляция в прямом эфире с Тверской улицы и площади Пушкина в центре Москвы, которую организовали несколько не подконтрольных Кремлю ресурсов, показала новое лицо митингующих. Это лицо очень молодое, не обремененное (пока еще) жизненным опытом и страхом — студенты и даже школьники. Это те, кто, скорее всего, не потребляет ежевечерние и заутренние осанны властям вкупе с проклятиями врагам. Этот телевизионный жанр, по моим наблюдениям, интересует поколение за 50 и старше.

Главный вопрос для властей и политологов: почему народ, несмотря на запреты митингов, все же вышел на улицы? Поддержать Навального? Выступить против зашкаливающей коррупции? Думаю, что не все так однозначно. А скорее — так социальная и политическая карта легла, что люди и сами уже готовы были высказаться. И кино Навального про якобы коррупционные схемы скромника премьер-министра Дмитрия Медведева, от которого (от фильма) отмахнулись в Кремле, сыграло роль некоего детонатора. Два с половиной миллиона просмотров в Интернете — это вовсе не слабо. И смотрели фильм не бабушки и домохозяйки, а та самая молодежь, которая вдруг проснулась. Но вдруг ли? Похоже, что вовсе нет.

Генерировавшийся внутренний протест получил выход на подвернувшихся кстати акциях Навального. Положение молодых в стране оставляет желать лучшего. (Речь, конечно, не об оборзевших чадах некоторых олигархов, не знающих, как себя развлечь, и не о новоиспеченных начальниках — сынках чиновников, заступающих на трудную вахту в газовой и нефтяной промышленности страны или в банках.) Какие жизненные перспективы у выпускников, например, сельских школ? Хорошо, если поступил в вуз. А дальше? Многие ли могут найти работу по специальности? А если нашли, то что могут позволить себе на зарплату начинающего специалиста?

Молодая пара (даже со средним доходом) не в состоянии купить квартиру. Даже по ипотеке. А если какой-то банк и выдаст ипотечный кредит, то как потом с ним расплатиться? (На днях мне грефовский «Сбербанк» в сто пятидесятый раз предложил персональный кредит в 50 000 рублей под почти 25 процентов. Всегда, получая такое «заманчивое» предложение, я думаю, что они там, в банке, вовсе не понимают, как люди в стране живут. Они думают, видимо, что все благоденствуют, как Греф, и с благодарностью кинутся брать кредиты под 25 процентов.) Так что у молодежи, выросшей уже при президенте-премьере-президенте Владимире Путине (вот как время стремительно скользит по нашим жизням!), свой счет к властям. Может быть, даже пока не до конца осознанный. Но это, как говорится, дело наживное.

В глубинке на митинги наряду с молодыми вышли и люди старшего поколения. Скорее всего, и те, кто смотрит «зомбоящик», но жизненный опыт помогает дифференцировать. По моим ощущениям и опыту, этой категории людей просто надоело, что вот уже четверть века во власти сидят и учат страну справедливости, чести и достоинству люди, для которых зачастую это всего лишь слова. Вот, говорят, народ их выбрал. Полноте, господа-товарищи, последние более-менее свободные выборы были у нас в 1989 году, при тоталитарном СССР. (Символично, что акция «Он вам не Димон» была назначена именно на 26 марта, годовщину выборов народных депутатов СССР, хотя вряд ли ее организаторы об этом думали.) «Единая Россия» все больше превращается в КПСС, от которой большинство людей ко времени прихода Горбачева уже просто воротило. А «Народный фронт» вкупе с Общественной палатой на фоне увеличивающегося числа долларовых миллиардеров во время кризиса и вовсе порой выглядят ширмой для закулисы. Жаль активистов из глубинки, которые исполняют декоративные роли, сами того не понимая.

А что касается коррупции, так власть нещадно с ней борется — с не своими коррупционерами. Свои же — по известной пословице про сукиного сына. Все это — «прихватизированные» народные богатства (разрыв между бедными и богатыми едва ли не самый большой в мире), пять миллионов работающих нищих (по оценке заместителя премьер-министра Ольги Голодец) плюс избирательная «сердюковщина» — все это давно уже многим осточертело, тлея негодованием во глубине душ и «сибирских руд». Именно Сибирь в этот раз заявила о себе серьезно, немало удивив. (Видимо, и острую на язык журналистку из Новосибирска Марию Лондон можно поздравить.) Многим непонятно и стыдно, отчего в России, одной из самых богатых газом, нефтью, алмазами и прочими ресурсами стран мира, такие нищенские зарплаты и пенсии. Впереди даже Сербия и Португалия, не говоря уже про Польшу и Словакию. Подавляющее большинство наших пенсионеров не в состоянии, как их европейские сверстники, отправиться даже на неделю к теплому морю. Понятие «нищета» в России справедливо ассоциируется с понятием «пенсия». Речь, конечно, не о чиновниках-пенсионерах, а о миллионах простых граждан.

В Сети кристаллизуется несколько версий относительно роли во всей этой истории самого Алексея Навального. Главная среди провластных и патриотически настроенных кругов — Навальный со товарищи пытается с подачи Запада устроить в России Майдан по украинскому сценарию. Он — агент ЦРУ и скрывает, что «учился в США проводить цветные революции». (Навальный и в самом деле учился, кажется, в Йельском университете США и отнюдь не за свои деньги, в Интернете была также выложена якобы его переписка с американцами.) Вторая версия вчерашних гуляний по стране — конспирологическая, и тоже уличает Навального. Но совершенно в противоположном. Она заключается в том, что Кремль якобы сговорился с оппозиционером, чтобы тот подсобил красиво «снять» с должности премьер-министра Дмитрия Медведева. Мол, вот и народ требует. Ну, это по пословице про волков и овец. Третья версия самая простая — Навальный начал свою предвыборную президентскую кампанию.

Что удивило в акции, так это так называемая либеральная оппозиция. Ни один из заядлых критиков Кремля так и не появился на протестных гуляниях. Ни Касьянов, ни Рыжков с Гудковым, ни Явлинский. Они все, конечно, против коррупции и против власти и Путина, но, видимо, не нашлось у них в обувном ящике старых кроссовок, которые можно было бы без жалости повесить на тверской фонарь. Ну, а сам герой всероссийской акции премьер-министр Дмитрий Медведев (нет, он нам вовсе не Димон) отчитался в твиттере о вчерашнем выходном дне: хорошо покатался, говорит, на лыжах. Ну, я за него рада.

Однако, как бы там ни было, народ хочет перемен. И это стало ясно вчера. И не за Навального люди вышли, вовсе нет. Они вышли за себя. Просто Навальный удачно совпал с раздражением властью, кормящей грудью приближенных олигархов и озабоченной в последнее время освобождением этих «бедняков» от налогов.

Алла Ярошинская