Космический килограмм

Когда-то в космической отрасли было время первых. Сейчас наступило время эффективных. Космическая гонка не закончилась, просто ее правила стали сложнее.


© СС0 Public Domain

Знаете, чем отличается килограмм в космосе от килограмма на Земле? Чтобы ответить на этот вопрос, не обязательно разбираться в физике и знать теорию относительности. Ответ лежит на поверхности: они отличаются ценой.

Любая ерунда, поднятая на орбиту, начинает стоить на несколько тысяч долларов дороже, чем точно такая же на Земле. Банка тушенки, поднятая «Шаттлом» на низкую опорную орбиту, стоила бы на $7930 дороже, чем в супермаркете у вашего дома. А пустая (!) жестянка из-под нее обошлась бы в $1268 (по текущему курсу — 71 290 рублей).

Очевидно, что при такой стоимости вывода грузов на орбиту ни о какой серьезной колонизации космоса речь идти не может. Когда-то в космической отрасли было время первых: первый спутник, первый полет человека, первый выход в открытый космос, первая посадка на Луне, первый орбитальный телескоп.

Сейчас наступило время эффективных: чтобы двигаться дальше, нужно снижать стоимость вывода космических грузов в разы, а точнее — в десятки раз. Космическая гонка не закончилась, просто ее правила стали сложнее: победа «любой ценой» теперь равносильна поражению.

Стоимость «космического килограмма», выведенного разными носителями, выглядит примерно так. «Примерно», потому что, во-первых, не все из этих ракет сейчас продолжают летать, и, во-вторых, стоимость запуска одного и того же носителя могла существенно меняться со временем.

Самым дорогим носителем из всех, как это ни странно, оказались многоразовые Space Shuttle: после каждого полета они нуждались в крайне дорогостоящем обслуживании и проверке. Первый полет «Шаттла» совпал с двадцатилетием полета Гагарина, а последний состоялся 8 июля 2011.

Каждый килограмм, выведенный «Шаттлом» на низкую опорную орбиту, стоил поистине космические $19 824. Для сравнения: килограмм золота стоит в районе $40 тыс.

Следующий за ним по стоимости вывода носитель — «Дельта-4» от компании «Боинг». Ее крайняя дороговизна компенсируется тем, что на сегодняшний день она выводит наибольшую полезную нагрузку среди всех эксплуатируемых ракет-носителей в мире. Американские военные любят тяжелые спутники, поэтому кряхтят, но платят.

Замыкает сегмент дорогих носителей европейская ракета «Ариан-5». Кроме цены, она больше ничем не примечательна, хотя на орбиту выводит груза меньше, чем наш «Протон».

Средняя ценовая категория это японские, китайские, индийские, российские и американские ракеты. Среди них особенно примечательны «Атлас-5» — американская ракета с российским двигателем РД-180 и «Союз-2» — наша ракета, предназначенная для пилотируемых запусков.

«Союз-2» принадлежит к славному семейству ракет Р-7. Именно эти ракеты вывели на орбиту первый искусственный спутник, первый спутник с живым существом на борту и первый пилотируемый человеком космический корабль.

В нижнем ценовом сегменте три основных игрока: дешевые украинские легкие носители, переделанные из баллистических ракет, российские «Протоны», и Falcon Илона Маска.

Собственно, вся интрига космической гонки последних лет до декабря 2015 года заключалась именно в противостоянии «Протона» и «Фалькона». С «Протоном» все было ясно: это очень старая (впервые полетела в 1965 году), непригодная для пилотируемых запусков из-за ядовитого топлива и слишком часто падающая из-за снизившейся культуры производства, но очень дешевая для своего класса ракета. «Фалькон» наоборот, был темной лошадкой. Новейшая разработка, возможность сертификации для пилотируемых полетов и, самое главное, возвращаемые ступени, резко снижающие стоимость запусков. Непонятно было только, получится это или нет.

Получилось. Первые успешные посадки воспринимались почти как чудо, а сейчас Маск планирует вернуть все три блока тяжелой ракеты Falkon Heavy, и это уже никого не удивляет. Даже без возвращаемых ступеней «Фалькон» был самым дешевым носителем, а с ними и вовсе оторвался от конкурентов, став лидером в отрасли по стоимости килограмма груза на орбите.

Был, правда, один интересный (последний для этого носителя) запуск старенького советского «Востока» с индийским спутником на борту в 1991 году. Страна разваливалась на глазах, и запуск обошелся индусам в смешные $1586 за килограмм, хотя с учетом обстоятельств это вряд ли можно считать достижением.

Вадим Жартун

Прочитать оригинал поста Вадима Жартуна с комментариями читателей его блога можно здесь.


Ранее на тему Американский инвестор запустил кампанию против сблизившегося с Трампом Маска