Игра в Победу

Когда дети играют в войну, это нормально. А вот когда взрослые играют в победу, дело дрянь.


© Фото Дениса Гольдмана

Деревянные автоматы, гранаты из кусков сухой земли. Руки вверх! Сдавайся! Бах! Бах! Ты убит! Я первый выстрелил! Нет, я! Когда дети играют в войну, это нормально. А вот когда взрослые играют в победу, дело дрянь.

Я не имею в виду ряженых ветеранов, надевающих Золотые Звезды и ордена Ленина на китель летчика гражданской авиации, а затем цепляющих две кокарды на фуражку — это чаще всего действительно больные люди, к которым нужно относиться со снисхождением.

И когда в витрине висят портреты участников войны с подписью «бессмертный полк продмага № 47» или реклама подешевевших сосисок с символикой Дня Победы, это глупо, бестактно, пошло, но все еще не страшно.

И даже когда на акцию «Бессмертный полк» сгоняют студентов и бюджетников, которым дают в руки портрет неизвестного им человека и отправляют изображать патриотизм, а потом эти портреты валяются по всем близлежащим мусоркам — это еще не катастрофа.

Настоящий ужас для меня в том, что праздник — «праздник победы Красной армии и советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» — за последние годы постепенно превратился в массовом сознании просто в «День Победы» — костюмированный карнавал с детишками в военной форме.

Куда-то исчез «советский народ», включавший в себя грузин и украинцев, с которыми мы уже успели повоевать. Испарилась Красная армия вместе с породившей ее страной. Забыта «Великая Отечественная» — кургузый обрубок Второй Мировой, избавленный от позорного раздела Польши с нацистами. И, самое главное, что-то в корне неправильное случилось со словом «война».

Мне кажется, что она воспринимается молодежью как что-то вроде чемпионата мира по храбрости, доблести и геройским подвигам. Увлекательное приключение, в котором у нас к тому же есть фора (мы же — народ-победитель, не меньше), а проигравшие в худшем случае не получат медалей.

Возможно, многие вообще о войне не особенно задумываются, удовлетворяясь тем, что «мы победили» и, разумеется, «можем повторить». Особенно это касается детей, которые впитывают любые установки без критики, как губка.

Победа — необязательная часть войны. Слишком часто в войне проигрывают все участники. За время своего недолгого существования Российская Федерация успела принять участие в вооруженных конфликтах в Ингушетии и Приднестровье в 1992, в 1994-1996 в Чечне, в 1999 в Дагестане, в 1999-2009 снова в Чечне, в 1992-1997 в Таджикистане, в 2008 в Грузии, с 2014 в Украине, с 2015 в Сирии, а победой нигде и не пахнет.

Грузия всеми силами стремится в НАТО, братья-славяне в Украине нас ненавидят, Чечне мы платим дань, а чего мы добились в Сирии — и вовсе не ясно. В остальных местах конфликты тлеют и ждут своего часа, чтобы вспыхнуть вновь. В общем, праздновать особенно нечего.

Зато без разрушений и смертей ни одна война не обходится. И тем, кто надевает военную форму на маленьких детей, стоит об этом помнить. Героями становятся единицы. Гибнут тысячи. Война — это не медали и задушевные песни, это простреленные головы, развороченные осколками тела, оторванные конечности и предсмертные стоны.

Такое празднование Дня Победы, как сейчас, имеет сразу два неприятных последствия. Во-первых, регулярное переживание своей виртуальной, обращенной в прошлое успешности (мы — победители, мы — можем) снимает необходимость стремиться к реальным успехам в настоящем. А зачем, если мы уже всех победили еще 70 лет назад?

И, во-вторых, культ войны приучает детей к мысли, что война — это если уж и не совсем здорово, то, по крайней мере, приемлемо. А от этого уже недалеко и до воплощения желания «повторить» ее в будущем по никчемному поводу или вовсе без него, но со всеми вытекающими из этого последствиями.

В общем, эту вакханалию пора прекращать. Флажки, ленточки, фальшивые медальки, аккуратные маленькие гимнастерочки — все к чертовой матери. Это ведь не карнавал, а День Победы — радость со слезами на глазах. Радость — потому что мы живы. А со слезами — потому что не сумели пока распорядиться этой жизнью как следует.

Вадим Жартун

Прочитать оригинал поста Вадима Жартуна можно здесь.


Ранее на тему Аркадий Бабченко. За ценой не постоим

Блогер: Учащихся в Белгороде принуждают участвовать в шествии «Бессмертного полка»

Россия празднует победу в Великой Отечественной войне