Posted 18 мая 2017,, 17:10

Published 18 мая 2017,, 17:10

Modified 31 января, 15:18

Updated 31 января, 15:18

Тайны кремлевской бухгалтерии

18 мая 2017, 17:10
Довольно значительная часть провластных акций совершается безо всяких руководящих указаний, в надежде на то, чтобы в дальнейшем получить госзаказ на их продолжение за деньги.

«Медуза» попыталась установить заказчиков «политического» ролика Алисы Вокс. Ничего особенно сенсационного выяснить не удалось, зато опубликовали очень дельный комментарий эксперта, объясняющий два разных механизма финансирования провластных политических акций, во всем диапазоне от НОДовско-СЕРБовского насилия до анонимных роликов про «Навального-фашиста» в YouTube.

Механизмы эти — в точности такие же, как при производстве телевизионных сериалов. Часть их снимается сразу на деньги конкретного телеканала, по его предварительному заказу, а другая часть — на собственные средства продюсерской компании, планирующей впоследствии продать готовый продукт потенциальному прокатчику.

Это же происходит и с провластными акциями, в Интернете и реале. Часть этой деятельности осуществляется по предварительному заказу, в соответствии с утвержденной сметой. Другая часть никем не заказывалась, но совершается в расчете на то, что ее заметят, одобрят и задним числом оплатят. Глядя со стороны, не так уж просто разобраться, какая из акций изначально проводилась по начальственному указанию, а какая — лишь в надежде на последующее начальственное одобрение. Тем более, что одни и те же конторы могут в одном случае работать на Кремль, а в другом — на себя, пытаясь вымутить себе новые заказы.

Последний вариант — самый изящный и очень распространенный среди клептократов: сперва у государства берутся деньги под один политический проект, на эти деньги потом создается другой, и на него снова цыганят госфинансирование. Ярким примером такого может служить политическая карьера нижнетагильца Игоря Холманских. На глаза Кремлю этот неприметный топтун с «Уралвагонзавода» попался после обращения к Путину, в котором он от имени уральских пролетариев предлагал приехать в Москву, чтобы разогнать протестные выступления белоленточников, если полиция с задачей не справляется. Сразу после этого яркого выступления Холманских начали приглашать в Москву на эфиры федеральных телеканалов, а 5 лет назад скромный труженик УВЗ был и вовсе назначен полпредом Путина по Уральскому федеральному округу. Вся эта история может показаться сказкой про Золушку, но только если не знать, что весь конферанс для «потомственного рабочего с Урала» изначально писался политтехнологами в Москве, на деньги, выделенные В.Ю. Сурковым, а попадание Холманских в эфир телемоста с Владимиром Путиным было результатом довольно хлопотных согласований, репетиций и долгого предварительного кастинга среди нижнетагильских ряженых пролетариев.

Довольно значительная часть провластных акций совершается безо всяких руководящих указаний, именно в надежде на то, чтобы в дальнейшем получить госзаказ на их продолжение за деньги. Помимо Холманских, можно тут вспомнить Вована с Лексусом, чьи первые шаги были просто телефонным хулиганством двух великовозрастных дебилов. Уместно вспомнить и правило, подмеченное Навальным при открытии региональных штабов президентской кампании: чем ниже рейтинг правящего единоросса в субъекте федерации, тем нахрапистей действует тамошняя гопота, пытаясь сорвать мероприятия оппозиции. Дело не в том, что Кириенко лично обзванивает губернаторов и велит заслать казачков к тому или иному штабу, а в том, что для местных властей это уличное насилие — понятный способ выслужиться перед Кремлем, доказать свою лояльность и эффективность. Хотя вектор у гопоты явно прокремлевский, заказчики нападений выступают по отношению друг к другу не как соратники, а как соперники. Победителем явно окажется тот руководитель региона, который вообще не допустит открытия в его столице штаба кампании Навального, но пока что это не удалось даже владивостокским клептократам, задействовавшим беспрецедентный силовой и технический ресурс в связке с местным ФСБ.

В качестве наглядного примера никем не заказанной, но очевидно корыстной, провластной провокации стоит упомянуть сегодняшнюю выходку пресловутых «русских хакеров», создавших в «Твиттере» фейковый аккаунт от имени свеженазначенного министра культуры Франции Франсуазы Ниссен, чтобы сообщить в нем о смерти писательницы Светланы Алексиевич, про которую, как и про Навального, заранее понятно, что в Кремле ее не любят, а Нобелевку считают себе пощечиной. Легко догадаться, что за этой выходкой в «Твитере» стоит одна из тех команд, которые до 7 мая финансировались из бюджетов на избрание Марин Ле Пен президентом Франции, а нынче остались не у дел, зато с кучей бесполезных знаний и наработок во французском медиапространстве. Сообщение о смерти Алексиевич — это их отчаянная попытка продемонстрировать потенциальному заказчику свои навыки и возможности по манипуляции общественным мнением и вбросу дезы в европейские СМИ через соцсети.

Другой вопрос, что, судя по топорности исполнения задумки, вбросом занималась не целая контора, работавшая по французскому направлению, а какой-то ее сокращенный отдел или оставшийся без заказов подрядчик. Мало того, что аккаунт был создан за сутки до вброса, так в нем еще и таймстемпы проставлялись по московскому, а не европейскому времени, что довольно странно для министра культуры Франции, которая сегодня наверняка находится в Каннах, на премьере звягинцевской «Нелюбви». На разоблачение фальшивки наблюдательным читателям «Твиттера» с головой хватило 20 минут. Та же провокация силами конторы осуществлялась бы с куда более серьезным инструментарием: аккаунт взяли бы старый, прокачанный, с длинной историей и миллионами ботов в подписчиках, снабдили бы запись хэштегами и вывели их в топ, а комментаторов, разоблачивших фейк, оперативно банили бы, не давая им возможности отображаться в ленте комментариев. Весь этот протокол давно освоен политтехнологическими конторами, которые работают с соцсетями, но отдельный сотрудник, следуя инструкциям своего бывшего нанимателя, не имеет доступа к его ресурсам. Поэтому провокация и выглядит такой дешевой и топорной. При съемках ролика Алисы Вокс ресурс был задействован посолидней — но даже при двукратной переплате артистам массовки за съемочный день львиная доля бюджета оказалась распилена между продюсером певички и чиновником, обеспечившим госзаказ. Представляю себе, как теперь кусает себе локти звезда «Лабутенов», догадавшись, что на этой политической халтуре, на самом деле, было освоено в пять раз больше средств, чем ей рассказывал посредник…

Прочитать оригинал поста Антона Носика с комментариями читателей его блога можно здесь.