Posted 20 мая 2017,, 07:23

Published 20 мая 2017,, 07:23

Modified 31 января, 15:20

Updated 31 января, 15:20

Изменил? До свидания!

20 мая 2017, 07:23
Людмила Семенова
В наш век Интернета еще существуют молодежные телепередачи и даже целые каналы. Поэтому стоит поинтересоваться, что же они предлагают своей аудитории.

Возьмем, к примеру, канал «Ю», образовавшийся в 2012 году на базе «МУЗ-ТВ». Позже его объявили «единственным в России каналом для девушек» и наполнили соответствующим контентом — о любви, похудении и прочем, что волнует девичьи умы.

Из наследия «МУЗ-ТВ» каналу досталось провокационное шоу «Соблазны». Его запустили еще в 2011 году, и все это время ведущей остается бывшая модель Маша Малиновская — настоящая гламурная дива, каждый выпуск начинающая с речи в каком-нибудь роскошном интерьере. Затем к ней приходят парни или девушки, сомневающиеся в верности своих «половинок». И программа, так сказать, ловит подозреваемого на живца, в то время как Маша с главным героем наблюдают за происходящим через видеокамеры.

В этих историях симпатии не вызывают ни «клиенты», ни «соблазнители», ни «жертвы», которые, будучи застигнутыми с поличным, отнюдь не всегда посыпают голову пеплом или пытаются оправдаться анекдотичной фразой «это не то, что ты думаешь, я сейчас тебе все объясню» — хотя и ее, как это ни смешно, приходится слышать. Одни без боя падают в чужие объятия, с другими приходится повозиться, но категорическое «нет» произносится редко.

Что забавно, сама Маша Малиновская в интервью сокрушалась по поводу такой податливости, предлагая зрителю поверить в реальность того, что столько молодых, с виду адекватных людей видят в сомнительном телешоу последний способ спасти отношения, что любой дорогой ресторан, спортклуб, салон или отель запросто позволяет нашпиговать себя «жучками», что можно без всякой ретуши демонстрировать на всю страну лицо «жертвы», которая вроде бы не давала на это согласия…

Не надо лукавить — перед нами всего лишь развлекательная псевдодокументалка, главной звездой которой является Маша, а вовсе не ее клиенты. Хотя и среди них попадаются истинно «творческие личности», вроде участника «Дома-2» Евгения Руднева, который сыграл простого паренька Витю.

Сюжетные завязки и роли в «Соблазнах» явно заимствованы у порноиндустрии. Соблазнители-мужчины притворяются владельцами бутиков, работодателями, врачами в частных клиниках, а у подставных девушек образы попроще — массажистки, случайные собеседницы в ресторане, продавщицы женского белья, горничные. Намек весьма ясный: если мужчину легко заарканить, продемонстрировав максимально оголенные округлые формы, то женщину больше впечатляет материальный статус или высокая должность. Проще говоря, в логике шоу, все мужчины — похотливые самцы, все женщины — корыстные стервы.

Но стоит ли кивать на зеркало, если многие в самом деле придерживаются такого мнения? Часто ли женщины задумываются, что, демонстративно обнажая тело на публике, они по сути унижают своих кавалеров? Да и древний тезис о пути к сердцу через желудок немногим лучше. То же можно сказать и о мужчинах, которые с осторожностью или даже с презрением относятся к любым проявлениям женской самодостаточности — стремлению работать, водить машину, выбирать себе знакомых и увлечения. Их устраивают чисто товарно-денежные отношения: с его стороны — материальное обеспечение, с ее — полная безотказность, как в сексе, так и в жизни вообще. Иметь рядом с собой безвольное и глупое существо, «клюющее» на самые примитивные приманки, гораздо проще, чем утверждаться через собственное развитие, поступки и заслуги, которые требуют куда больших затрат. И в «Соблазнах» отражена именно такая схема отношений: клиенты Малиновской, устраивая проверки для своих «любимых», демонстрируют, что на самом деле очень невысокого о них мнения. Говорить о любви в такой ситуации как минимум странно.

Впрочем, не стоит забывать, что речь идет о постановке, где все герои — лишь партнеры по съемочной площадке. Поэтому нет смысла всерьез анализировать их действия и, например, рассуждать о том, виноват ли «проверяемый», не устоявший перед «тяжелой артиллерией». Хотя в реальной жизни винить было бы можно и нужно — любой здравомыслящий взрослый человек, дорожащий своим любимым, поставил бы провокатора на место задолго до того, как эта самая артиллерия пошла в ход.

Вопрос о том, хорошо ли спекулировать на таких острых чувствах, как сомнение, ревность, обида, обман надежд, тоже смешон в свете того, как сейчас ТВ- и шоубизнес пережевывает и выплевывает любые намеки на что-либо искреннее и человечное, главным образом — чувства зрителей, которые действительно порой кого-то жалеют и отождествляют с собой.

Однако в этой ТВ-поделке есть один неожиданный посыл, и заключается он в том, что измена — это плохо. При всей отвратительной актерской игре, затертости сюжетов и потакании нашим самым низменным инстинктам, шоу идет вразрез со ставшей уже традиционной линией, которую гнут более пристойные передачи, журналы, фильмы и семинары по семейной жизни. А именно — что отношения надо сохранять любой ценой, что одноразовая связь не считается вовсе, многоразовая связь — это просто секс, а важно только чтобы человек был тебе верен «душой и мыслями». По этой логике случайная животная случка, сулящая неизвестно какие болезни и последствия, — это маленький грешок, который не стоит того, чтобы ломать отношения и тем более семью. Терпимость к измене в нашем обществе давно стала синонимом «женской мудрости» (мужчины прощают гораздо реже, руководствуясь правилом Юпитера и быка).

В «Соблазнах» же подразумевается, что раз человек изменил — значит предал. Соответственно, он тебя недостоин, и не надо за него цепляться из страха, что останешься в одиночестве. Не думай, что отношения останутся прежними, если ты прикажешь себе все забыть. Так что следуй мудрой индейской пословице: «Лошадь сдохла — слезь!»

Возможно, этот посыл связан как раз с тем, что шоу — молодежное. Именно в период жизни, когда бушует «максимализм», труднее прощать. И вовсе не из-за дефицита мудрости и милосердия. Просто молодым жизнь видится долгой, надежды — большими, они ценят себя и не боятся на время лишиться статуса «в отношениях». Терпеть унижения им представляется куда более страшной перспективой.

В старшем возрасте, увы, все меняется. Скоротечность жизни и мысли о потенциальном «стакане воды» в будущем перевешивают чувство достоинства и элементарную брезгливость. Так что остается пожелать — дольше будьте молодыми! Хотя бы в душе.

Людмила Семенова