Posted 3 июня 2017,, 06:23

Published 3 июня 2017,, 06:23

Modified 31 января, 15:32

Updated 31 января, 15:32

Бесконечная боль и призрачные цели

3 июня 2017, 06:23
Людмила Семенова
Первая попытка режиссера Тодоровского показать балет «изнутри» оказалась не очень убедительной. Возможно, вторая будет лучше.

В мае на российские экраны вышел новый фильм Валерия Тодоровского «Большой», повествующий о судьбе девушки из провинциального городка, которая стала балериной Большого театра. Съемки проходили на исторической сцене театра, в них были задействованы профессиональные артисты балета, в том числе в главных ролях. Также в фильме снялись звезды российского кино — Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина и Александр Домогаров.

Так уж сложилось, что в обсуждении этой премьеры и профессиональные критики, и зрители то и дело сравнивают «Большой» с «Черным лебедем» Даррена Аронофски. С одной стороны, не совсем правильно выбирать в качестве тематического ориентира один-единственный фильм, ведь были и «Последний танец», и «Мания Жизели», и «Фуэте», и «Танцевальная машина». С другой, «Черный лебедь» отличается от других картин рискованно глубоким погружением в такую болезненную тему, как отречение от собственной личности во имя служения некой идее или «высокой цели», которое в итоге приводит к потере внутренней гармонии, разрушает душу. В фильме, получившем «Оскар», эта мысль гипертрофирована и настолько сильно приправлена мистикой, что под конец уже перестаешь чувствовать реальность. Но суть проблемы, вполне понятной и житейской, передана достаточно четко.

Хотел ли Тодоровский также сделать акцент на этой теме, судить трудно. Слишком невнятными вышли его герои — самородок Юлия Ольшанская, ее соперница по сцене Карина и другие девушки, призванные показать балет как поле боевых действий, сатанинского труда и самоотречения ради того, чтобы стать примой, пусть хоть ненадолго. Возможно, проблема в том, что роли исполняют профессиональные балерины — Маргарита Симонова и Анна Исаева.

В принципе, Тодоровский поступил разумно: на героинях виден отпечаток творчества, царственно изящного снаружи и тяжелого, как труд чернорабочего, изнутри. Аскетичность, осанка, пластика, умение носить сценические костюмы — все это присуще им изначально. Актрисы, при всей их модельной худобе и привлекательности, не смогли бы этого сыграть. Поэтому героини выглядят очень правдоподобными.

Но, с другой стороны, они не передают те эмоции, которые способны захватить зрителя. И это усугубляет явные прорехи в сценарии: конфликты затухают, едва начав разгораться, сюжетные линии не имеют логического завершения (например, непонятно, зачем нужен был танцор Митя, мечтающий о нормальной мужской профессии, или девушка, оставившая балет из-за большой груди, или случайная связь героини с пассажиром электрички). Вдобавок постоянные скачки от настоящего к прошлому, которые зачастую совсем не к месту. Все, что мы узнаем о прежней жизни главной героини, мало что добавляет к ее образу — он как был малосимпатичным в детстве, так и остался.

Стоит отметить, что неубедительно играют не только балерины — опытный актер Домогаров тоже предстал не в лучшем свете. Если снова вспомнить о «Черном лебеде», то в «Большом» очень не хватает аналога героя Венсана Касселя, эксцентричного хореографа-тирана. Ни герой Домогарова, ни французский танцор на эту роль не годятся.

А вот образ наставницы главной героини, которую сыграла Алиса Фрейндлих, получился очень объемным и трагичным. Видно, что выдающаяся актриса продолжает работать на свою репутацию, а не почивать на лаврах.

Возможно, Тодоровский стремился снять почти документальную картину, в которой будет показано, насколько тернист путь в большой балет — и как сложно потом удержать планку. Отчасти ему это удалось. На меня, например, самое тяжелое впечатление произвели не физические, а моральные тяготы — хотя в фильме им уделяется не так уж много внимания. Тебе не только больно, ты не только устаешь, но еще и должен помнить, что никого это не волнует, что от тебя ждут только безупречного результата, а если не осилишь — не жди сочувствия, ступай прочь. Незаменимых нет.

И ведь это имеет рациональное объяснение: тот, кто не научится терпеть и бороться со своими слабостями в детстве, никогда не получит ни оваций, ни медалей. Вот только главных ролей и мест на пьедестале на всех в любом случае не хватит. Единицы будут блистать, а остальные окажутся «лузерами» — с искалеченной психикой и телом, без гармоничной семейной жизни и каких-либо приоритетов, кроме тех, что внушили в юности. На обретение новых просто не было времени и сил.

Поэтому все поговорки в духе «иногда шаг вперед — результат хорошего пинка под зад» мне кажутся лживыми. Вперед идут люди, у которых есть для этого внутренние ресурсы, а если говорить о балете и спорте, то еще и отличные физические данные, без которых ничего не получится. Стоит ли давить на человека в настоящем ради призрачного будущего — большой вопрос.

В заключение хотелось бы отметить еще один момент: режиссер уже заявил о грядущей телеверсии фильма, в которую войдет многое из того, что было вырезано при монтаже киноленты. Возможно, она окажется более удачной — и менее скучной.

Людмила Семенова