Posted 30 июня 2017,, 16:26

Published 30 июня 2017,, 16:26

Modified 30 марта, 22:51

Updated 30 марта, 22:51

Германия выбирает «брак для всех»

30 июня 2017, 16:26
Иван Преображенский
Решение Бундестага узаконить однополые союзы в России обсуждается в стиле беседы у пивного ларька.

Обрюзгшие спины двух полных мужчин, перетянутые кожаными ремнями на фоне «радужного флага» — это иллюстрация к новости, опубликованной одним из крупнейших российских информагентств, посвященной решению, которое приняла нижняя палата немецкого парламента. Его суть российские медиа подробно не разбирают. Как не пишут, надо заметить, и о последствиях, в том числе для двусторонних отношений, которые непременно будут. Достаточно напомнить, что после принятия «закона подлецов», как называет его оппозиция или «закона Димы Яковлева», как называют его лоялисты, из России невозможно усыновление детей в страны, где однополые союзы приравнены к традиционному браку, что теперь коснется и Германии.

Законопроект, предусматривающий полное признание однополых союзов и юридически приравнивающий их к традиционному браку (который до того в немецком законодательстве трактовался как союз мужчины и женщины), Бундестаг одобрил в пятницу, 30 июня большинством голосов. За это решение проголосовали 393 депутата, против — 226, включая федерального канцлера Ангелу Меркель, четыре парламентария воздержались. Теперь законопроект должен утвердить Бундесрат — верхняя палата немецкого парламента, в которой заседают представители федеральных земель.

Стоит отметить, что немецкие СМИ указывают на поддержку данного решения большинством населения страны. Так по данным опроса проведенного в начале весны институтом Emnid по заказу издания Bild am Sonntag, в ФРГ 75 процентов жителей считают, что однополые пары должны быть полностью уравнены в брачных правах с разнополыми. Еще около 20% в целом были не против придания иным союзам, кроме союза мужчины и женщины, некоего юридического статуса, но не хотели полного уравнивания их юридического статуса с традиционным браком. В январе же 2017 года, как сообщает Deutsche Welle, другой опрос, проведенный по заказу Центра против дискриминации при правительстве ФРГ (ADS), показал, что идею предоставить однополым парам равные брачные права с разнополыми поддерживают 83% жителей Германии.

Надо понимать, что процесс юридического признания однополых союзов начался в ФРГ не сейчас. Еще в 2001 году немцы узаконили регистрацию однополых союзов, которые, однако к браку мужчины и женщины приравнены не были, например, такие пары не имели прав на усыновление (что, кстати, позволяло, теоретически, немецким гражданам (в том числе и русскоязычным) брать в семье сирот из России). Спустя десять лет суд ЕС также уравнял однополые союзы в правах с традиционными браками в области пенсионного обеспечения и наследования пенсионных накоплений. При этом немецкие консерваторы (христианские демократы и баварский Христианско-социальный союз — ХДС/ХСС) традиционно, в том числе в рамках внутрипартийной дисциплины, говорили, что основной закон Германии трактует брак как союз мужчины и женщины, и они предпочитают придерживаться этой же формулировки.

Так было до начала нынешней электоральной кампании, которая должна завершиться в сентябре выборами в Бундестаг.

Однако в 2017 году ситуация изменилась. С начала года председателем Социал-демократической партии Германии (СДПГ) стал экс-спикер Европарламента Мартин Шульц, благодаря чему рейтинг социал-демократов начал резко расти. В свою очередь, главный в нынешней правящей коалиции союз ХДС/ХСС начал терять поддержку населения. Действующая федеральный канцлер Ангела Меркель явно имела основания опасаться, что не сможет сохранить свой пост после выборов, учитывая все шансы «левых» на победу. И тут-то вдруг и возникла идея узаконить полностью однополые браки, тем самым, очевидно, отобрав этот предвыборный лозунг у социал-демократов.

Эти размышления консерваторов выразились в неожиданном заявлении Ангелы Меркель, которая сообщила, что, в случае голосования по данному вопросу, ХДС не должна руководствоваться партийной дисциплиной. Учитывая настроения в партии, это фактически означало поддержку законопроекта о юридическом равенстве однополых и разнополых союзов. После этого понадобилось всего четыре дня, чтобы Бундестаг большинством голосов принял закон. Причем сама Меркель, исходя из личных убеждений (а она, как известно является дочерью пастора), голосовала против.

Теперь законопроект попадет в верхнюю палату парламента Германии. И хотя она традиционно настроена консервативнее, чем Бундестаг, скорее всего, он будет утвержден и там, а затем подписан президентом. Проблема, однако, в том, что многие немецкие консерваторы убеждены, что этот юридический документ, в случае принятия, вступит в противоречие с конституцией Германии. Наверняка будут поданы иски в Конституционный суд страны и именно за ним, судя по всему, останется последнее слово в деле узаконивания прав однополых союзов.

В России же все эти хитросплетения (равно как и юридическая разница между однополыми союзами и однополыми браками) мало кого волнуют. Почти все новости по теме, даже самые сухие, за счет журналистских формулировок, фото и заголовков превращаются в подобия рассуждений у пивного ларька про «проклятую Гейропу», где «жирные содомиты» демонстративно занимаются сексом чуть не на площадях, а теперь, наверное, будут делать тоже самое целыми семьями, включая и усыновленных детей. Чего, собственно, ждать, после недавних выступлений властей Чечни, которые публично заявили, что геев в их республике нет и быть не может.

В этом малоприличном хоре просто не остается места для серьезного обсуждения темы однополых браков и союзов. Причем не только с позиции сторонников, но и с точки зрения противников решения, принимаемого сейчас в Германии. Юридические аспекты смешиваются с сексуальными, а социальные — с политическими и уголовными. Нет и речи ни о каком формировании какого-то общественного консенсуса на эту тему (причем, возможно, консенсуса, выражающегося в отказе однополым союзам в праве на юридическое существование).

Напротив, вместо серьезного осуждения с выводами для России на будущее получается традиционное российское телевизионное ток-шоу, только в масштабе почти всех СМИ сразу: с брызганьем слюной, мордобоем, аргументами на уровне бытовой склоки и скабрезными шуточками про поход в душ с представителем сексуальных меньшинств.

Иван Преображенский