Posted 17 июля 2017,, 11:13

Published 17 июля 2017,, 11:13

Modified 30 марта, 22:42

Updated 30 марта, 22:42

Батя, завуч и каналья

17 июля 2017, 11:13
В мире осталось три востребованных типа политика. Мир молодых допускает только отношения, модели которых коренятся в детстве.

Думаю я о том последние несколько дней, что в мире осталось три востребованных типа политика. Вздорный старик, завуч и молодой негодяй. Бывшие когда-то в употреблении «мальчики-отличники», переходившие с возрастом в «пожилых бюрократов» и монополизировавшие на какой-то момент так называемый «цивилизованный мир», приказали долго жить. В этом, кстати, кроются большинство имиджевых проблем так называемых «молодых технократов», у нас — классические «отличники». Тип — хороший для государственной службы, но тяжелый для современной политики.

Итак, завуч. Меркель, Мэй, Клинтон,большинство скандинавских женщин-руководительниц. Но не только женщины, кстати. Рахой из Испании — настоящий завуч. Так же, как еще множество уважаемых мировых политиков — мужчин. Вроде Макри аргентинского или Фийона.

Завучи не вызывают и не могут вызвать искренней симпатии. Положа руку на сердце, они противные. Но они — тут им надо отдать должное — отличные политические менеджеры. И в них есть что-то, что заставляет им подчиняться даже отпетых хулиганов. Это не страх. Это скорее чувство, что вот эта (этот), каким бы они не были, — имеют тем не менее право тобой командовать. («Ну, а кто?») Ты этой скучной тетке подчинишься и даже за нее проголосуешь. Она — тетка эта — похожа на начальника. От нее исходит надежность. Поэтому пущай командует. А курить за школой мы все равно не перестанем. Потому что мымру эту не боимся не разу. А командует — пусть. Должен же кто-то училок пугать.

Завуч вступает с запуганным и все более инфантильным электоратом (собственно, в инфантилизации избирателей секрет успеха всех трех типов, одни «командуют», другие «развлекают», третьи изображают постепенно деградирующего батю) в отношения воспитатель — воспитуемый.

Молодой негодяй — опереточный тип. Это человек — порождение «марвел-политики» — политики как шоу, за которым интересно наблюдать, которое вроде бы разворачивается в реальности, похожей на нашу, но никакого отношения к нам не имеет. Макрон, Ренци, лидеры Подемос испанского и Левого блока португальского, Ципрас. Наследственный канадский премьер — Трюдо. Их на самом деле полно и жертвой их, собственно, и стали прежде всего «отличники» — см. французский кейс. Циники с великолепным чувством времени. Похожи по манере либо на Тони Старка, либо на капитана Америку в зависимости от того, условно «правые» они или условно «левые». Если завучи — администраторы-товароведы, то «канальи» — так их назовем — продажники.

И мой любимый тип. Вздорный старик. Трамп, Сандерс, Корбин, Дутерте, Меланшон, их тоже очень много. Вздорный старик — это отец. Резонер, консерватор, скандалист. Его личность сформировалась в 60-70-е. И с тех пор остается без изменений. Новые технологии для него — это не «изменение уклада», а набор способов в свои 70 выглядеть, как в 50 и быстро доносить свои мысли — оставшиеся в девственной неизменности с 1970 года — до молодых. Кстати, если среднее поколение — поколение детей таких вот бать — смотрит на них сдержанно, много родители нам крови попили, то те, для кого они дедушки, — души в них не чают. Воспринимая интеллектуальный рафинад 30-40-летней в лучшем случае давности как «новое слово» и «всю правду». Пожалуй, справедливо воспринимая. Новое же — это хорошо забытое.

В магазине, где товароведом «завуч», а «продавцом» — молодой негодяй, «старик» — это покупатель-скандалист. «Хрен ли вы нам тут лепите. Как это один предмет стоит трешку, а три со „скидкой“ — десятку. Ребяты, они тут совсем опупели. В мои годы в нашем районе бы их на перо поставили. А задница вот у этой очень даже ничего — позырьте, парни». Парни зырят и радуются. Им казалось, что так в политике нельзя, но оказывается — можно!

Выборы в Штатах — когда два вздорных старикашки раскатали завучиху под орех, а отличники и бюрократы остались вне игры — фиксирует тенденцию. Французские выборы, подарившие нам «молодого негодяя в отношениях с завучем» — ее удачно развивают. Мир молодых, мир детства допускает только отношения, модели которых коренятся в том самом детстве. Пока разве что не видно успешных «мамочек» и «одноклассников-хулиганов». Но, думаю, они в перспективе могут подвинуть описанные модели.

Прочитать оригинал поста Глеба Кузнецова с комментариями читателей его блога можно здесь.