Posted 27 июля 2017,, 12:45

Published 27 июля 2017,, 12:45

Modified 30 марта, 22:36

Updated 30 марта, 22:36

Как не выстрелить себе в ногу

27 июля 2017, 12:45
Сергей Лесков
Соединенные Штаты сами подсказывают России способ выйти из-под режима санкций, но поймем ли мы эти намеки?

Америке 250 лет, и никогда ее отношения с Россией не были столь плохими, как сейчас. После того, как законопроект о новых санкциях прошел Конгресс и получил одобрение в Белом доме, можно не сомневаться, что скоро он вступит в силу закона. Одновременно стало понятно, что встреча Владимира Путина и Дональда Трампа в Гамбурге, после которой мы в очередной раз испытали приступ эйфории, результатов не дала. И еще важный вывод — новые санкции снимают последние сомнения в том, что Владимир Путин в 2018 году вновь станет президентом России.

Поскольку санкции и вообще антироссийский вектор принимают формат закона, то очевидно, наши отношения зацементированы на десятилетия вперед. Поэтому важно сломать об колено розовые очки, излечиться от приступов любви к Трампу и попытаться заглянуть в колодец будущего. Не претендую на лавры Кассандры, к тому же они привели к сомнительным последствиям, но попытка не пытка.

Попутно замечу, что после одобрения очередного пакета антироссийских санкций у меня зародились сомнения в искренности Трампа. Очень уж он похож, даже стилистически, на хитрого купца в сочинениях Александра Островского. Клянется в любви, а за спиной строит кукиш. Открывает объятия, но знает, что его оттащат за фалды. Конгресс использует Трампа или ушлый Трамп использует Конгресс? А потом улучит удобный момент: я ваш лучший друг, я положил на лопатки недругов!

Первое. Антироссийская кампания в Америке приобрела собственную логику, живет своей жизнью, несется, как телега, которую столкнули с горы. Никаких доказательств не требуется, пинкертоны не доказали вину России в ее немыслимых грехах, но значения это не имеет. Кого еще переедет обезумевшая телега, неизвестно. Надежды на то, что телега развалится под тяжестью своих прыжков, невелики, поскольку ухабов впереди не видно. Кто не спрятался — я не виноват.

Второе. России вменена вина за Украину и Сирию, хотя кризис и на этих геополитических площадках даже оппоненты Путина могут возложить и на другие стороны конфликта. Ситуация на Украине и на Ближнем Востоке остается хрупкой, и новых обострений, даже в результате продуманных провокаций, не избежать. С большой степенью вероятности Россия будет обязана Сирии и Украине новым ужесточением санкций. Запрягайте, хлопцы, кони!

Третье. Трамп за несколько месяцев президентства увеличил число рабочих мест в Америке. Это его главный успех. Фондовый рынок растет, ВВП идет в гору. Главным образом — за счет вложений и модернизации в ВПК. Несомненно, курс продолжится. Россия с ее внешнеполитическими амбициями и вставанием с колен вынуждена увеличивать расходы на ВПК, который не растерял потенциал и по ряду позиций может конкурировать с США.

Но в нашей недавней истории уже был пример, когда гонка вооружений обескровила экономику. Особенно чувствительным может стать обновление ядерных арсеналов, это обременительно для казны. Кроме того, все идет к тому, что Договор о запрещении ракет средней и малой дальности (РСМД) окончательно деградирует и это оружие вернется в арсенал. Не исключено, что уйдет в прошлое и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), принятый на Генассамблее ООН в 1996 году.

Четвертое. Политика удушения России продиктована сложившейся в американской политической элите геополитическим видением мира, который был сформулирован бывшим советником президента США по национальной безопасности Збигневом Бжезинским. Это скрижали и символ веры. Согласно теории Бжезинского, именно Америка воплощает лучшие достижения цивилизации и потому призвана нести прочему миру лучшие демократические ценности. Возражать Бжезинскому можно до бесконечности, но плохая теория лучше отсутствия хорошей. А у нас после краха марксизма-ленинизма нет никакой теории. Поэтому Бжезинского мы не переспорим, на его стороне Голливуд, Apple и Facebook. Во всем подлунном мире возражать Америке с Бжезинским наперевес осмеливается только Россия, поэтому она обречена оставаться главной мишенью американских патриотов.

Пятое. В законе прегрешения России перед прогрессивным человечеством увязаны в один пакет. Кроме Украины и Сирии, это киберпространство и хакеры, а также ракеты, вмешательство в выборы, (хотя сама Америка гордится тем, что вмешивается в выборы по всему миру), пропаганда плохих ценностей (хотя Америка вовсю себя хорошую пропагандирует), коррупция, права человека, энергетическая политика и проч. В этой ситуации любые дипломатические ухищрения и компромиссы становятся бессмысленными. Добился понимания по одному вопросу — так в пакете еще десяток кирпичей, которые тянут на дно.

Шестое. Вашингтон предусматривает распространение санкций не только на европейские компании, которые сотрудничают с неугодными отраслями в России, но и на страны, которые симпатизируют РФ и даже являются ее союзниками и партнерами, например, по ЕврАзЭС. Такого не было даже в период «холодной войны». О перспективах экономического удушения России говорить очень трудно, все-таки для любого исполнителя это неблагородная и неблагодарная задача. Надо быть не просто «ястребом», но даже фанатиком.

Седьмое. Закон предполагает тотальное выявление коррупционных схем и коррупционеров вместе с семьями, до седьмого колена, кто участвует в обслуживании российской политической элиты. Судя по тому, что закон обязывает Минфин США частыми пулеметными очередями раз в полгода публиковать доклады на эту горячую тему, взят курс на раскол российской политической элиты. Судя по тому, что будущий посол США в России пользуется идиомами («потемкинская деревня») из эпохи российских дворцовых переворотов, Вашингтон питает надежду на повторение такого сценария в Кремле. Но сегодня рейтинг Путина непоколебим.

Как может Россия ответить Америке? Ответить надо, но так, чтобы не повредить себе. Чтобы не выстрелить себе в ногу, как делает Украина, обрывая экономические и технологические связи с Россией ради призрачных европейских миражей. Возможностей для этого немного, взаимовыгодные контакты редки, их разрыв ударит сильнее по России.

Важно, что санкции не затрагивают инвестиции в отношении НАСА и аэрокосмической отрасли, где США по ряду ключевых технологий от нас зависят. В этой сфере демократическая Америка глуха к стенаниям попранных Россией народов. И это, кстати, подсказка тем нашим светлым умам, которые денно и нощно разрабатывают, но никак не могут доработать экономические программы. Надо поднять науку, развивать технологии, снять оковы с бизнеса. США сами подсказывают России как выйти из-под санкций, но поймем ли мы эти намеки?

А пока ответные меры, чтобы было видно, что Москва не будет терпеть обиду. Думаю, ближайшие шаги станут такими: арест американской дачи в Серебряном бору, высылка дипломатов, численное ограничение дипкорпуса в Москве. А также отказ давить на Северную Корею, которая, по выражению Хрущева, превратилась «в ежа в штанах у дяди Сэма». Марксизма—ленинизма нет, так хотя бы чучхе выручает!

Сергей Лесков