Posted 11 августа 2017,, 15:01

Published 11 августа 2017,, 15:01

Modified 30 марта, 22:27

Updated 30 марта, 22:27

Ну и чей же ты, «Суперджет»?

11 августа 2017, 15:01
Первый и единственный постсоветский пассажирский авиалайнер Superjet — это не совсем отечественный самолет. Около 70% его комплектующих, включая наиболее критичные — импортные.

Импортозамещение, суверенитет, национальная гордость, встаем с колен, отечественное производство, не имеет аналогов в мире, крылья Родины, высокотехнологичный экспорт, покажем этим пиндосам. Честное слово, мне даже немного жалко патриотов, но все равно очень хочется увидеть их лица, когда они прочтут сначала эти строки, а затем новость ниже.

Вчера производитель авиалайнера «Сухой Суперджет» (хотя правильнее называть его Sukhoi Superjet 100), корпорация «Гражданские самолеты Сухого» обратилась в офис по контролю за иностранными активами Минфина США (Office of Foreign Assets Control, OFAC) за одобрением поставок своих самолетов в Иран.

Да, именно так: российская компания обращается в Минфин США с просьбой разрешить ей экспорт российских самолетов в Иран — партнер России на Ближнем Востоке, суверенное и независимое государство. Может быть, они идиоты, предатели, изменники, эти менеджеры Сухого?

Нет, все проще: первый и единственный постсоветский пассажирский авиалайнер Superjet — это не совсем отечественный самолет. Около 70% его комплектующих (за девять месяцев 2016 года 72%), включая наиболее критичные — импортные.

Авионику делает французская Thales и американская Hamilton Sundstrand. Двигатели SaM146 — PowerJet, российско-французское СП, учрежденное НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma. Кислородную систему, интерьер, двери — американская B/E Aerospace. Это если по-крупному. Вспомогательные энергетические установки, гидравлику, топливную систему, тормоза и прочие мелочи тоже делают из импортных комплектующих или закупают напрямую за рубежом.

И по одному щелчку пальцев американского минфина эти поставки прекратятся. Об их реальном импортозамещении можно даже и не мечтать: для развертывания производства аналогов нужны годы, миллиарды и… доступ к импортным технологиям, который нам закрыт на десятилетия вперед из-за санкций.

Даже если нам продали бы современное оборудование и мы каким-то чудом смогли бы им пользоваться, себестоимость производства малых партий комплектующих была бы космической, а конкурентоспособность построенного из них самолета — нулевой. Без импортных технологий мы с горем пополам можем разве что возобновить строительство Ил-76 или Ил-96, но для коммерческих перевозок они не годятся — слишком высока стоимость эксплуатации.

Мы сколько угодно можем надувать щеки, делая вид, что мы большие, важные и нам все нипочем, но суровая правда заключается в том, что когда ты со своим 1% мирового ВВП плюешь в лицо мировому сообществу, оно утирается. А когда оно плюет в тебя — ты тонешь. Что, собственно, мы сейчас и наблюдаем.

Прочитать оригинал поста Вадима Жартуна можно здесь.