Posted 16 августа 2017,, 20:58

Published 16 августа 2017,, 20:58

Modified 31 января, 16:27

Updated 31 января, 16:27

Жанр поучения

16 августа 2017, 20:58
Классика тут, конечно, это нормативное чтиво неудачников — инструкции о том, как стать успешными.

Есть род литературы, который по-настоящему чарует. Это так называемые книги о саморазвитии, жанр поучения, риторически уникальный в современном секулярном мире. Ведь в современном мире, на самом деле, никто не знает, как жить правильно.

Но авторы этих книг, маги и проповедники, обещают, что сумеют изменить вашу жизнь, сделать вас лучше как личность, дать тайну успеха, побороть прокрастинацию, которую вы начали практиковать еще в детском саду, заставить вас стать полиглотом, накачать амбициями, изменить ваши отношения с близкими, избавить от зависимости, и, пожалуй, мое любимое — «научиться управлять личным временем».

Книги по «тайм-менеджменту», вероятно, занимают тут отдельное место — они обычно прямо написаны полными идиотами, и потребляются соответствующей целевой аудиторией, задача которой состоит в том, чтобы придать своему существованию значительности («у меня нет на это времени», «я живу по системе»).

Вся подобная литература бесполезна в практическом смысле слова. Но зато может неплохо развлекать. Это интересный психологический энтертейнмент, когда вы остаетесь наедине с книгой, которая предположительно сделает вас лучше, и весь уже изготовляетесь к изменению жизни, слегка ерзая на стуле от предчувствий чего-то значительного. Попадая в большие массовые книжные магазины, я обычно первым делом бегу читать обложки книг по саморазвитию — в эту восхитительную страну, обещающую вам Другую Жизнь.

Классика тут, конечно, это нормативное чтиво неудачников — инструкции о том, как стать успешными. По этому жанру можно было бы написать выдающееся филологическое исследование. Есть и пособия по конкретным навыкам, циркулирующим в среде людей с механическими идеями. Например, я читал книгу об искусстве публичных выступлений, автор которой предлагал начинать каждый спич с риторического вопроса «Знаете ли вы?» и доказывал, что это способ заставить себя слушать любую аудиторию.

Нет, серьезно, знаете ли вы?

С другой стороны, некоторые вещи в этом жанре постепенно превращаются в специфические романы воспитания, которые формируют целые поколения. Так случилось, конечно, с Дейлом Карнеги — великим американским беллетристом.

И, скажу вовсе ужасную вещь: я все же знаю одну книгу в жанре how-to (это уже не совсем инструкция по саморазвитию, но близко в силу абстрактности вопроса), в которой я прочитал что-то полезное. Это работа «Как писать хорошо» Уильяма Зинсера, по которой я и шарашу все эти тексты. Там есть Три Великих Правила — and it actually works.

Вот они.

Никаких вводных фраз. Первое предложение любого текста должно быть ясным и формулировать небанальную мысль, приводить занятный факт или представлять собой уместную игру слов. Это предложение, которое оставляет читателя с нами.

Последнее предложение должно быть построено по схожим правилам и вознаграждать читателя за то, что они еще здесь.

Не считайте читателя за идиотов и предлагайте ему интеллектуальную игру и — даже в серьезных текстах — иронию, которую мы обычно сами находим забавной.

Все, как обычно подписывал тексты Хармс.

Прочитать оригинал поста Кирилла Мартынова с комментариями читателей его блога можно здесь.