Posted 12 сентября 2017,, 14:41

Published 12 сентября 2017,, 14:41

Modified 30 марта, 22:10

Updated 30 марта, 22:10

Меркель и Путин соревнуются в лукавстве

12 сентября 2017, 14:41
Иван Преображенский
Готовясь к перевыборам, лидеры России и Германии сыграли в «поддавки» в Донбассе. Оба рассчитывают на бонус в виде роста электоральной поддержки.

Санкции против России можно начать постепенно отменять, если удастся договориться о формате миротворческой миссии ООН. С этим накануне впервые согласилась глава немецкого правительства Ангела Меркель, которая провела телефонные переговоры с Владимиром Путиным по ее собственной инициативе.

Германский канцлер и российский президент обсудили несколько актуальных тем, включая, например, ситуацию вокруг Северной Кореи. Но центральной стала Украина. Точнее, запуск там новой миротворческой миссии ООН, а главное, — ее мандат, то есть список полномочий и обязанностей.

Стоит отметить, что раньше заявления о возможности отмены части санкций, введенных после присоединения Россией Крыма и начала военных действий на территории Донецкой и Луганской областей Украины, позволяли себе только представители немецкой Социал-демократической партии. Она выступает младшим партнером в рамках правящей сейчас в Германии «большой коалиции» и в отношении России занимает более благосклонную позицию.

При этом в рамках коалиционного соглашения социал-демократы получили пост главы МИД Германии. Поэтому и бывший министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (ныне президент ФРГ), и действующий глава немецкой дипломатии Зигмар Габриэль неоднократно говорили о возможности постепенной отмены санкций еще до полного выполнения Минских соглашений.

Однако ведомство федерального канцлера, лично Ангела Меркель, как глава старшего партнера по коалиции — блока ХДС/ХСС, а также ее однопартийцы до настоящего момента выступали против компромиссов с Кремлем по вопросу отмены санкций. Так было до тех пор, пока «российский» фактор не стал частью предвыборной повестки в последние недели перед парламентскими выборами в Германии (они пройдут 24 сентября).

Перелом, судя по всему, произошел после того как о возможности постепенной отмены санкций, что было бы выгодно немецкой промышленности, заговорил лидер либеральной партии «Свободные демократы» Кристиан Линднер. Он, кстати, имеет шансы возглавить после выборов МИД, если его партия выступит достаточно успешно и получит место в правящей коалиции.

Теперь сходное заявление делает Ангела Меркель. Скорректировав позицию, она одним выстрелом убивает несколько зайцев. Во-первых, предлагает Владимиру Путину успешную перспективу в случае, если он пойдет на немецкие условия по миротворческой миссии ООН в Донбассе. Во-вторых, отбирает у своих политических оппонентов одну из предвыборных тем. В-третьих, дает понять немецкому бизнесу, выступающему за возобновление торговли с Россией в полном объеме, что она слышит его пожелания. Это, кстати, часто не только крупный, но и средний бизнес, иногда — семейные предприятия, где слово владельца очень много значит для его сотрудников, в том числе и по вопросу о том, за кого стоит голосовать на выборах.

Похожим образом поступает и Владимир Путин. Он также демонстрирует готовность пойти на уступку по вопросу о миротворческой миссии ООН в Донбассе. Изначально российский проект резолюции по этому вопросу, внесенный в Совет Безопасности ООН, предусматривал только контроль миссии над разделительной линией между ЛНР и ДНР и территорией, контролируемой украинским правительством. Этим он в корне противоречил украинскому проекту резолюции по той же теме. Киев требует, в первую очередь, передать под контроль ооновцев именно границу с Россией. Теперь же Путин не исключает, что мандат миссии ООН может предусматривать контроль над разделительной линией и другими объектами на территории, контролируемой ЛНР и ДНР.

Интересно, что главная цель Кремля, похоже, тоже предвыборная, как и у Ангелы Меркель. Только если у нее до выборов буквально несколько дней, то у Путина — как раз полгода. И если он продемонстрирует готовность к переговорам с Западом по донбасскому вопросу, то, скорее всего, укрепит свою электоральную поддержку в России, а вдобавок повысит лояльность западных лидеров к своему переизбранию на пост президента.

При этом Путину совершенно необязательно затем выполнять свои обязательства — несоблюдение соглашения всегда можно свалить на режимы ДНР и ЛНР. Впрочем, дело до этого может вовсе не дойти, поскольку Ангела Меркель способна оказаться столь же необязательной в исполнении своих обещаний. Уже в октябре по итогам выборов в Германии наверняка сформируется новый кабинет министров. Возглавит его та же Меркель, но глава МИД и коалиционное соглашение будут иными. На них, в свою очередь, тоже можно будет списать любое изменение позиции. Выходит, что оба лидера лукавят в предвыборных целях и у них, надо заметить, это неплохо получается.

Иван Преображенский