Posted 23 сентября 2017,, 07:28

Published 23 сентября 2017,, 07:28

Modified 31 января, 16:53

Updated 31 января, 16:53

«Место быдла — в стойле»?

23 сентября 2017, 07:28
Людмила Семенова
Иногда даже на федеральных каналах можно увидеть отражение российского общества. И в очередной раз задаться вопросом, как мы до такого докатились.

Новая семейная сага на телеканале «Россия» — «Благие намерения» — заставляет похолодеть от ужаса при мысли о том, в чьих руках сосредоточены деньги и власть в нашем обществе. Конечно, мы всегда об этом догадывались, и нас не удивить ни кумовством, ни коррупцией, ни отношением к простым людям как к биомусору. Все это мы обычно спокойно констатируем, до тех пор пока очередной «золотой» отпрыск не собьет на своем «Ламборгини» близкого нам человека и не будет отпущен с места ДТП с извинениями. Мы даже поддерживаем эти порядки, когда сами понемногу подкупаем и подворовываем.

Создатели фильмов и телесериалов тоже относятся к такому укладу снисходительно — и даже заискивающе показывают хозяев жизни этакими крутыми и приятными в общем-то парнями. Но с «Благими намерениями» все иначе.

В небольшом городке заправляет семейство местного мэра Владимира Фирсова (его играет Валерий Афанасьев). Пока это не мафия в чистом виде. Сам Фирсов показан человеком, еще не забывшим о морали — чего не скажешь о его потомках. Но в том, что они выросли именно такими, виновато скорее время, а не отец.

Примечательно, что в начале сериала действие разворачивается в поздние 1990-е, однако старший сын Фирсова Семен (Дмитрий Орлов) и младшая дочь Юля (Ольга Гришина) похожи скорее на детей «сытых нулевых» — с их расцветом шальных благ и культом потребления. Ведут они себя соответственно: Семен выкупает девушку из стриптиз-клуба и сразу зовет ее замуж, Юлия «западает» на красивого молодого архитектора и, не успевает тот глазом моргнуть, покупает свадебное платье и диадему.

Стоит ли говорить, к чему это приводит? В одной паре муж без конца попрекает жену ее прошлым, отсутствием детей и любви к нему, со временем превращаясь в опасного домашнего психопата. У другой пары все складывается иначе, но если бы Юлия все же увлекла парня под венец, то и она наверняка не раз бы ему напоминала, что «подобрала под забором» и «вытащила из грязи». Видно, что оба, следующие импульсу «нравится — беру» и не знающие слова «нет», выбирают себе не партнеров, а питомцев. Брату как серьезному дельцу требуется преданное и полезное существо, сестре — «мимимишное» и послушное. Впрочем, такие персонажи как раз к животным могут быть добрее, чем к людям, — особенно если домашние любимцы хорошо выдрессированы и не нарушают установленным хозяином правил.

Поэтому когда избранники Семена и Юли напоминают, что они — не живая собственность и имеют свои чувства, «золотые» детки моментально звереют и указывают, что «место быдла — в стойле». Весьма похоже на позицию всего нашего истеблишмента по отношению к народу, не так ли?

Исключением в потомстве Фирсова оказалась только средняя дочь Наталья — она адекватный человек, без садистских наклонностей как у брата и без мании величия как у сестры. Но счастья ей это не приносит, она мучается из-за никчемного мужа-игромана, с которым продолжает жить ради хрестоматийного фантома под названием «полноценная семья». Хотя если вспомнить прозвучавшие в сериале слова, что никто еще не шел с Фирсовыми под венец добровольно, обстоятельства этого брака тоже вызывают нехорошие мысли.

Лучше всех ситуацию понимает старший Фирсов, ему и принадлежит мысль, что только собаку заводят, «просто чтобы была рядом». Но он — представитель старой гвардии, а будущее за такими, как его сын, и от этого становится жутко. Видимо, пружина личного «хочу», на которую так давили советские догмы, с приходом новой эры распрямилась с чудовищной мощью.

Несмотря на явные многочисленные отсылки к «Саге о Форсайтах», взаимоотношения главных героев сериала представляют собой модель российского общества в миниатюре: если ты беден и не принадлежишь к какому-нибудь клану, с твоей жизнью могут сотворить что захотят. Как это делал Семен, по одному своему капризу предоставляющий жене возможность работать в школе танцев, а по другому — эту возможность отбирающий. И то, что пока ты еще можешь худо-бедно прокормиться, не потерял крышу над головой и иногда смотришь фильмы и спектакли по своему усмотрению, — просто милость и везение. Нечего расслабляться.

Актерская игра в сериале порадовала, особенно это касается младших Фирсовых. Орлов прекрасно вжился в роль Семена, хотя раньше венцом его творчества казалась режиссура не блестящего, но симпатичного фильма «Чартер». Гришина в роли Юлии невольно завораживает тем, какое чудовище может быть скрыто под обликом избалованной инфанты, этакого феминизированного ребеночка (в наше время именно подобные девушки обожают отвратительные словечки и выражения, вроде «мой котик», «платишко» и «мороженка с пироженкой»). Правда, ей дается шанс пересмотреть свое поведение, но для бывшего жениха это уже неважно. Кстати, еще интереснее было бы увидеть Глафиру Тарханову в подобной роли, а не в образе несчастной Инги, жены Семена, так как имидж жертвы чересчур к ней прилип.

Сага получилась весьма длинной, и героев ждет еще немало перипетий уже в третьем поколении. Но с первых серий ясно, что это — не очередная сиропная мелодрама, на которые так щедры наши федеральные каналы, и выжить удастся не всем, кто полюбился зрителю. Тех же, кто все-таки пошел с Фирсовыми под венец и испытал на себе проклятие местного могущественного семейства, не стоит осуждать. Они такие же, как мы, — боящиеся свободы и ответственности, стремящиеся найти сильное плечо. А когда опомнятся, разглядят не только это плечо, но и его обладателя целиком, может быть уже поздно.

Людмила Семенова