Posted 25 сентября 2017,, 13:16

Published 25 сентября 2017,, 13:16

Modified 30 марта, 22:03

Updated 30 марта, 22:03

Экономика выживания

25 сентября 2017, 13:16
Банки рушатся, цены растут, бизнесы закрываются, стабильность рубля — затишье перед бурей... Вопрос лишь в том, удастся ли сдержать обвал до президентских выборов.

Я боюсь читать новости, особенно банковские. Есть ощущение, что скоро рванет и не хватит денег заливать банковские дыры. Банкопад, который мы наблюдаем в последнее время, не может не влиять на состояние экономики и на курс рубля.

Уровень жизни падает, экономика скрипит, банки лопаются, но мы бодро идем к президентским выборам. Зачем, люди добрые, тратить деньги на выборы, если и так все понятно? Чтобы подкормить политтехнологов, которые будут отчаянно биться за 70% явки? Многие туда все равно не пойдут, хоть с интригой, хоть без. Людям о корме насущем думать надо, а не в выборы играть. Я не пойду, не хочу, не интересно, нет интриги, да и на кусок хлеба надо зарабатывать. Мне, как медведевским уточкам, корма не бросят, домик не построят.

Если погулять по Москве или другому крупному городу России, то создается впечатление благополучия. Магазины, витрины, рестораны, иномарки и у каждого «Айфон». Но два шага в сторону — и нищета. Нет не то что минимальной оплаты труда, но и работы в большинстве регионов. Образование и медицина стали слишком дорогой опцией для россиян, а умереть не каждый потянет.

Вместо того, чтобы направлять деньги на образование и медицину, мы латаем миллиардные банковские дыры, откармливаем оборонку и репрессивный аппарат, вводим новые акцизы и поборы с граждан. У нас не экономика роста, а экономика выживания с бесплатной функцией жесткого контроля и если что — посадочкой.

Последние дни я послушал интервью десятки экономистов и экспертов, большинство сходятся во мнении, что Центробанк давно не контролирует ситуацию. Поначалу, когда начинались зачистки плохих банков и плохих долгов, нас кормили разговорами о том, что идет оздоровление всей банковской системы. Но сейчас, когда падают системообразующие банки и крупнячки, о которых никто ничего не мог плохого подумать, я, если честно, напрягся и принял решение забрать свои средства из довольно надежного пока банка и перевести все в зеленого друга. На счету храню не более нескольких сот тысяч рублей для оплаты налогов и первоочередные нужды. Непатриотично, конечно, идти под зеленого, но патриотизм на хлеб не намажешь и дырки в собственных карманах им не зашьешь, а на помощь государства и агентства по страхованию вкладов у меня лично в текущей ситуации надежд нет. АСВ — не бездонная бочка, и там при такой нагрузке и политике ЦБ могут быть проблемы.

Заявленная инфляция в 4% — миф и манипуляции с цифрами, это вам скажет любая бабушка, которая ходит в магазин. Многие пенсионеры записывают цены и сравнивают их в динамике. Когда вы подходите к кассе, то часто можно услышать: «опять цены выросли» — и пенсионер до копеечки называет цифру прироста. Подтягивание МРОТ до прожиточного минимума на прошлой неделе на 21% (с 7800 до 9489 руб с 1 января 2018 года) — вот она, настоящая инфляция в этом году.<…>

Но вернемся к нашим рублевым баранам… Поразительная стабильность рубля — это затишье перед бурей. Лучше деревянного отпускать по копеечке, чем сразу рухнет на десятки процентов. Мы все это уже проходили. Главный вопрос — когда рухнет и на сколько хватит резервов? Все прекрасно понимают, что до марта должен быть максимально стабильный фон, а вот потом начнутся чудеса. Удержат ли до марта? Не знаю… Могут и не удержать.

Для многих наших сограждан стабильность экономики связана со стабильностью рубля, но это у кого есть доходы, позволяющие не только жить от зарплаты до зарплаты, но и делать хоть какие-нибудь покупки дороже чайника и трусов.

А если банковская дыра гораздо больше, чем нам рассказывает ЦБ, а если рванет раньше? Уверен, что станочек уже включен, пусть и не на полную мощность.

Розница и розничные сети особенно чувствительны к скачкам рубля. Давайте будем честны, отечественные товары все равно прямо или косвенно привязаны к курсу $. Для розницы лучше постепенное ослабление рубля с квартальной или полугодовой корректировкой цен, чем разовый обвал, когда поставщики закладывают дополнительный страховой процент на риск дальнейшего обвала и ценник на полке вырастает в разы. У розницы и у дистрибуции уже нет такого запаса в цене на товар для нивелирования таких скачков, как было раньше. Это вам скажет байер любой розничной сетки.

Потребление снижается, россияне научились экономить, и это факт. Это, кстати, отмечают многие сотрудники туристической отрасли Крыма, которые в этом году по разным оценкам подтянули ремешки на несколько дырок (20-30%). Отдыхающие россияне за три года качественно изменили структуру местного общепита. Многие рестораторы вынуждены были закрыть свои рестораны и кабаки и переформатировать их в бюджетные столовые, где можно пообедать за 300-350 руб.

Я не знаю, какие контуры будущего ищут в Кремле, но, на мой взгляд, нужны не контуры искать, а ослаблять гайки, снижать налоговую нагрузку для малого и среднего бизнеса, сокращать чиновничий аппарата и количество людей в форме.

Но вернемся к банкам. Приведу личный пример. Мне еженедельно мой банк высылает предложения с кредитными программами под развитие бизнеса. У меня конечно есть идеи по развитию своего дела, нужно инвестиций около 25-30 млн руб., но предлагаемый уровень % по кредитам и возможная маржинальность бизнеса не позволяют мне воспользоваться данным банковским инструментом. Велики риски прогореть. Ну вот как можно брать кредиты под 25-30% годовых? Что, наркотиками или оружием торговать предлагаете? Для меня максимально допустимый уровень — это 5-7% в год. Так что в таких рыночных наших реалиях проще все в баксы и подождать.

Вся чиновничья болтовня на различных форумах далека от жизни. Малый бизнес, вылезший из подвалов и гаражей, опять заползает туда обратно, дабы снизить свои косты. Пройдитесь по любому гаражному кооперативу. Вы там много чего найдете— производство корпусной мебели, железных дверей, ремонт машин, швейные производства и даже ремонт сложной электроники. Люди выживают и экономят как могут, и я не могу их осуждать. Слово «самозанятость» стало синонимом слова «самообеспечение». Я не осуждаю, что эти гаражные предприниматели уходят от налогов. Они кормят себя и свои семьи, не прося подачек у государства.

О какой цифровой экономике мы говорим, если мы не можем построить самую обычную? Государство ориентировано на монополии, которые приносят основной доход бюджету. А посмотрите структуру участников и победителей тендерных торгов у госкомпаний. Много ли вы там увидите малого бизнеса? Вы попробуйте обскакать 44-й ФЗ — там только на одной документации споткнешься и разобъешься, пробиться могут только крупные компании

В начале года я побывал в Стамбуле и был очень удивлен отсутствием китайских товаров, все производится в Турции. Несмотря на жесткую структурированность, в Турции малым предпринимателям дан зеленый свет. Нам, великой России, до Турции с ее уровнем развития легкой и текстильной промышленности, как до Луны. У нас отбивают у людей желание заниматься бизнесом, как итог идет сокращение количества ИП и ООО, это вам скажет любой регистратор.

Плохо все это. Но спасение утопающих — дело рук самих утопающих. И я так думаю, поэтому и перевел все свои сбережения в американского друга и пытаюсь минимизировать свою деловую активность, чтобы не потерять хотя бы то, что есть.

Есть ли выход из этой ситуации? В нынешних условиях я его не вижу. Ищу новые идеи для бизнеса, но как можно говорить о проектах с 3-5-летним горизонтом в наших условиях?

Самовыживание и минимум надежд на государство. Некоторые мои знакомые говорят: «Хочется валить». Я не совсем с ними согласен. Куда? Чем там заниматься? Нужен ли ты на том празднике жизни? В данном случае я вижу не реальное желание валить, а крайне негативный настрой людей. Люди не видят будущего и перспектив, все очень грустно и патриотично. Контуры будущего легко искать, когда едешь в служебном «Мерседесе», есть хорошая зарплата и полное соцобеспечение всей твоей семье дармоедов. При таком раскладе контуры можно искать вечно, а простым людям надо выживать. Когда спорят, каким должно быть новое правительство после перевыборов Путина, у меня ответ самый простой: внушающим оптимизм рынку и просто гражданам РФ.

Самый перспективный бизнес в ближайшие годы — это ремонт обуви и одежды. Народ перешел в жесткий режим экономии, новое не покупает, а латает старые дырки.

Я не экономист, я обычный гражданин РФ, но уровень пессимизма у меня только растет. Я давно перестал верить цифрам и официальной статистике, я просто вижу, что происходит за окном и почем еда в магазинах. Надо выживать.

Прочитать оригинал поста Александра Горного можно на сайте «Эхо Москвы».