Posted 26 сентября 2017,, 21:11

Published 26 сентября 2017,, 21:11

Modified 31 января, 16:55

Updated 31 января, 16:55

АЭС в мире: новоделы и долгострои

26 сентября 2017, 21:11
Алла Ярошинская
Ядерная энергетика пробуксовывает, отмечают авторы очередного ежегодного отчета о состоянии отрасли.

Недавно международная группа независимых ученых представила в Париже очередной ежегодный отчет о состоянии мировой ядерной индустрии. На этот раз, кроме общего обзора атомных электростанций — информации об их эксплуатации, производстве и строительстве, — в докладе отдельно оцениваются невоенные ядерные объекты Франции, Германии, Великобритании, Японии, Южной Кореи и США. Дается также оценка финансового благополучия крупных атомных корпораций мира. Впервые в подобных отчетах сравниваются темпы роста электроэнергии от АЭС и из возобновляемых источников. Главными независимыми исследователями и экспертами при подготовке всеобъемлющего доклада о состоянии дел на АЭС мира выступили физики Майкл Шнайдер (Париж) и Энтони Фроггейт (Лондон).

Согласно отчету, сегодня в мире по-прежнему (как и в прошлом отчетном периоде) насчитывается 31 страна с атомными станциями, на которых работают 403 реактора, что на один больше, чем в прошлом году. Если сравнить с серединой 2015-го, то рост составляет 12 реакторов, а если с 1987-м, то их на три меньше. Отмечается, что ядерный ренессанс пришелся на 2002 год — тогда в мире работало 438 гражданских атомных реакторов, то есть на 35 единиц больше, чем сегодня.

В докладе указывается, что при этом «общая установленная мощность за последний год увеличилась менее чем на один процент — до 351 ГВт, это сопоставимо с уровнями в 2000 году». Годовое производство атомной энергии достигло 2,476 ТВт-ч (один тераватт-час соответствует одному миллиарду киловатт-часов) в 2016 году, увеличившись на 1,4 процента по сравнению с предыдущим. Однако это оказалось на семь процентов ниже исторического максимума в 2006-м. За глобальное увеличение выработки электроэнергии на АЭС в прошлом году полностью ответственен Китай — здесь ее генерация выросла на 23 процента. Притом, что это на семь процентов ниже, чем в 2015-м. Из отчета следует, что даже широко разрекламированная китайская программа развития АЭС стала пробуксовывать.

Если говорить о доле атомной энергетики в энергобалансе мира, то она оставалась стабильной в течение последних пяти лет — 10,7 процента. Однако отмечается, что доля эта неуклонно снижается со времени исторического пика в 17,5 процента в 1996-м. Часть ядерной энергетики в мировом коммерческом потреблении также оставалась постоянной — на уровне 4,5 процента — одном из самых низких после 1984-го. В прошлом году в «большой пятерке» стран, генерирующих «атомное» электричество, числились (по убывающей) США, Франция, Китай, Россия и Южная Корея. В этих государствах было произведено 70 процентов «атомной» энергии от всей мировой. На долю США и Франции в прошлом году приходилось 48 процентов мировой ядерной энергетики.

Отчет классифицирует 43 японских реактора в качестве пребывающих в долгосрочном отключении (Long-Term Outage) — на три меньше, чем в прошлом году, поскольку два были перезапущены (Ikata-3 и Takahama-4), а Monju был закрыт навсегда. Помимо японских реакторов два французских (Bugey-5, Paluel-2), а также по одному реактору в Аргентине (Embalse), Индии (Kakrapar-2), Швейцарии (Безнау-1) и Тайване (Chinshan-1) также соответствуют критериям долгосрочного отключения.

Все десять реакторов в Фукусиме (Daiichi и Daini) считаются постоянно закрытыми, и поэтому также исключены из расчета действующих атомных электростанций.

В прошлом году в мире было запущено десять реакторов — пять в Китае, по одному в Индии (Kudankulam-2), Пакистане (Chasnupp-3), России («Нововоронежская-2»), Южной Корее (Shin-Kori-3) и США (Watts Bar-2, после 43 лет его строительства). В прошлом году были закрыты два реактора — третий энергоблок на АЭС «Нововоронежская» в России и Fort Calhoun-1 в США.

В первой половине 2017 года в мире были введены в действие два реактора: по одному в КНР (Yangjiang) и Пакистане (Chasnupp-4), который был построен китайской компанией. В это же время два самых старых реактора были закрыты, соответственно, в Южной Корее (Kori-1) после 40 лет эксплуатации и в Швеции (Oskarshamn-1) — после почти 46 лет работы.

Особое место в отчете занимают вопросы возраста ядерных реакторов и продления их «жизни». Учитывая, что в мире пока не появилось крупных программ нового строительства АЭС (кроме Китая), средний возраст действующего ядерного реакторного флота продолжает расти — к середине 2017 года он составлял 29,3 года (на 4 месяца старше, чем в 2016-м). Для понимания ситуации и перманентной проблемы безопасности следует отметить, что более половины от общего его числа (234 единицы) работают уже на протяжении свыше 31 года. В том числе 64 реактора достигли возраста свыше 41 года и более.

Общим местом становится практика, когда реакторы, которые уже выработали свой технический потенциал, заложенный при их проектировании, не закрываются, а сроки их службы продлеваются политическими решениями правительств. Во всех странах это происходит по-разному. Например, в США на сегодняшний день 84 из 99 действующих реакторов уже продлена лицензия до 60 лет. Во Франции же реакторная «жизнь» по закону может быть пролонгирована на десять лет. Однако национальные органы контроля над безопасностью АЭС считают, что нет никаких гарантий того, что все французские атомные реакторы пройдут тест на устойчивую работу в течение сорока лет. Кроме того, как полагают эксперты, предложения увеличить «жизнь» реакторов противоречат провозглашенной цели — уменьшить долю ядерной энергетики в общем потреблении во Франции с нынешних трех четвертей до половины к 2025 году. В соседней Бельгии власти также на десять лет продлили работу трех реакторов. Однако от своего решения поэтапно к 2025 году отойти от использования ядерной энергетики бельгийцы пока не отказались.

Увеличение сроков работы действующих ректоров вызывает у экспертов больше всего вопросов с точки зрения безопасности. Если бы все действующие реакторы были остановлены в конце их сорокалетнего срока службы (за исключением 72 единиц, которые переступят сорокалетний рубеж к 2020 году), сообщают авторы доклада, то количество работающих реакторов снизилось бы на 11 единиц (к общему количеству в 2016-м).

Однако замечу, что если бы остановить десятки реакторов, которым срок эксплуатации уже продлен до 40 и больше лет простым росчерком пера, то в ядерной энергетике (и в жизни особо реакторозависимых стран) возникли бы большие проблемы. То есть речь идет о том, что ядерщики, насаждая АЭС, меньше всего думают, что и как будет с этими станциями, когда реакторы закончат свою «жизнь». Проблема безопасного вывода АЭС из рабочего состояния до превращения ее площадки в зеленую лужайку все еще стоит остро. И процесс такого чудесного превращения, по оценкам экспертов, занимает до 120 лет. Нетрудно представить, какой коллапс в жизни вообще и в ядерной индустрии в частности случился бы, если бы в одночасье были остановлены более 200 атомных реакторов на АЭС, работающих уже более 30 лет.

Но даже если бы все старые реакторы, которым продлена «жизнь», стали бесперебойно работать, отмечается в докладе, количество действующих все равно увеличилось бы всего на пять единиц и добавило бы к 2020 году 16,5 ГВт генерации. К 2030 году 163 стареющих реактора должны быть отключены (по законам физики, на которые не влияют политические решения), а потерю 144,5 ГВт каким-то образом нужно компенсировать.

Сейчас атомные электростанции строят 13 стран — это меньше, чем в предыдущие годы. Строительство единственной новой АЭС в Бразилии (Angra-3) было приостановлено после того, как властям предъявили обвинения в коррупции. По состоянию на 1 июля 2017 года в мире возводилось 53 реактора. Это на пять меньше, чем год назад и на 15 — чем в 2013-м. Причем 20 из 53 реакторов строятся в Китае. Общая мощность всех возводящихся составляет 53,2 ГВт. Средний срок строящихся реакторов составляет около семи лет, увеличившись более чем на полгода. В середине 2017-го 11 из 17 запланированных на этот год «ядерных» стартапов уже были перенесены на 2018-й или далее.

Строительство всех реакторов в восьми из 13 стран было задержано в основном на год или дольше. Существуют и вовсе удивительные «ядерные» долгострои — три реактора начали проектировать около или более 30 лет назад. Это третий и четвертый на АЭС Mochovce в Словакии, возведение которых началось в 1987 году. А также четвертый — на Ростовской АЭС. Проект, согласно которому эта станция должна состоять из четырех энергоблоков по 1 ГВт каждый, был утвержден еще в 1979 году, строительные работы начались даже раньше — в 1977-м.

Впервые в ежегодном международном отчете о мировом статусе ядерной энергетики европейские ученые отвели несколько более подробных абзацев и России. Однако речь идет не о строительстве АЭС в РФ и за рубежом, а о малых модульных реакторах, которые набирают в мире все большую популярность. В России это так называемые «плавучие АЭС», которые в народе давно окрестили «плавучими Чернобылями».

Алла Ярошинская