Posted 2 декабря 2017,, 08:27

Published 2 декабря 2017,, 08:27

Modified 31 января, 17:42

Updated 31 января, 17:42

Страна тревожных пациентов

2 декабря 2017, 08:27
Людмила Семенова
В сериале «Доктор Рихтер» очень неплохо показано, как современные россияне относятся к врачам.

Телеканал «Россия» наконец показал официальную отечественную адаптацию всемирно известного телесериала «Доктор Хаус», который завершился пять лет назад. До этого все российские сериалы о врачах воспринимались как его беззастенчивое и бесталанное копирование (такое впечатление складывается по зрительским отзывам). Разве что «Интерны» были приняты относительно тепло, но, похоже, в основном потому, что не претендовали на серьезность и достоверность. Зато «Доктора Тырсу» с Михаилом Пореченковым в главной роли буквально разобрали по косточкам, выискивая слабые эпизоды и разъясняя, «как бы это было в „Докторе Хаусе“».

Сериал «Доктор Рихтер» честно позиционируется как калька с американского образца и в плагиате его обвинить нельзя. Однако фанаты оригинала снова взбунтовались, и их аргументация в основном сводится к тому, что российское телевидение просто неспособно хотя бы претендовать на конкуренцию западному и недостойно даже копий. Почему? А потому, что нечего равнять айфон с матрешкой (примерно такая аллегория встречается в зрительском отзыве на ресурсе «Кинопоиск»).

Конечно, наша ТВ-продукция себя порядком дискредитировала, однако подобные обобщения не всегда справедливы. Адаптации в принципе не нацелены на повторение всемирного успеха, но вполне имеют право на существование при условии добросовестного исполнения. И с этой стороны создатели «Доктора Рихтера» отработали достойно. Авторы пригласили на главные и второстепенные роли таких известных артистов, как Алексей Серебряков, Анна Михалкова, Александр Яценко, Екатерина Вилкова, Александр Галибин, Юлия Пересильд, Наталья Рогожкина, Надежда Маркина и других. А консультантами в съемочном процессе были профессиональные врачи, призванные создать аутентичную атмосферу и не допустить грубых ошибок в обращении с медицинским оборудованием и терминологией.

И все же в основном сериал восприняли скептически. Возможно, отчасти этому поспособствовало участие эмигрировавшего на Запад Серебрякова, к которому наш зритель сейчас относится неоднозначно. Что и говорить, отзыв актера о покинутой стране вкупе с ролью опустившегося пьяницы в «Левиафане» не мог не уязвить патриотическое самолюбие прежних поклонников. Некоторые даже объявили «Доктору Рихтеру» бойкот с пояснением «не надо поддерживать русофобов». Но в то же время сериал привлек внимание, и отрицать это бессмысленно.

Сравнивать с оригиналом, не видя его, невозможно, но большинство телезрителей знают хотя бы понаслышке об образе доктора Хауса — мизантропа и социопата, которому, однако, все прощается за его невероятные способности в диагностике. Герой же Серебрякова похож скорее на чудака, эпатажного провокатора, но незлого человека. К тому же многое в «Докторе Рихтере» подогнано под наши реалии, юмор и менталитет.

И что больше всего бросается в глаза с первых серий — так это сложные отношения пациентов с врачами и вообще с официальной медициной. Доступность любой информации в интернете, мода на «нетрадиционные методы» (за которыми часто кроется обычное шарлатанство) и перевод здравоохранения в сферу услуг — все это превращает некоторых пациентов в агрессивных «всегда правых» клиентов и усложняет жизнь добросовестных, компетентных врачей.

Яркий образец мы видим в одной из серий «Доктора Рихтера», где женщина с ребенком снисходительным тоном объясняет главному герою, что прививки не признает, потому что «это вредно». Подобные персонажи хорошо знают про заговоры фармакологических корпораций и народные способы исцеления, пишут на всевозможных форумах панические посты типа «девочки, что делать, когда у малыша сильный жар?» и обращаются к врачам только в самых запущенных случаях. Если медикам удается спасти несчастных детей, мамаши гордятся тем, что они их «отмолили», а если все заканчивается трагично — ждите очередной громкой новости об убийцах в белых халатах.

Любителей пожаловаться на нарушение своих прав становится все больше, при том что в основной массе народ у нас к правам и свободам весьма безразличен. И все чаще в Сети встречаются призывы ни за что не идти к «рвачам», не есть бесполезную «химию» и лечить онкологию и паралич положительными эмоциями и вегетарианством. Такие рекомендации по-хорошему стоит объявить вне закона.

Поэтому на самом деле врачей-мизантропов можно понять, а медиками, которые сохраняют дружелюбие и спокойствие, надо восхищаться вдвойне. Мы ведь и представить себе не можем, какая это адова работа. Правда, врачи тоже не всегда понимают больных, для которых их недуг — не поле для исследования, а трагедия и мучение, и им неинтересно, что их случай может когда-нибудь помочь науке, они озабочены своей жизнью здесь и сейчас. В итоге в такой благородной сфере, как спасение жизни, возникают неприятные конфликты, порой с тяжелыми последствиями.

Поэтому нам стоит не только отмечать недостатки нашего здравоохранения, но и обращать внимание на себя, на собственную культуру здоровья. С этой стороны события в «Докторе Рихтере» весьма реалистичны. И загадочность случаев, которые разбирает главный герой, ясно показывает, что человеческое здоровье — тема крайне сложная, и заниматься ею должны специалисты, а не подружки по форуму, экстрасенсы или поборники «божьей помощи». А учитывая специфику контента «России», запуск на этом канале подобного сериала, который может вдохновить хоть на какие-то размышления, вселяет оптимизм.

Людмила Семенова