Posted 11 декабря 2017,, 14:32

Published 11 декабря 2017,, 14:32

Modified 31 января, 17:48

Updated 31 января, 17:48

Поменять спортивные медали на Нобелевскую премию

11 декабря 2017, 14:32
Сергей Лесков
Для России будет лучше, если она хотя бы на время вообще выйдет из олимпийского движения.

12 декабря собрание спортсменов рассмотрит вопрос о нашем участии в Олимпийских играх в Южной Корее. Суровое решение МОК: в Пхенчхан смогут поехать только чистые от допинга российские спортсмены, при этом их выступления не будут сопровождаться никакой национальной символикой. Не помню ни одного вопроса, по которому российское общество столь бурно и непримиримо раскололось бы надвое.

Сразу раскрою свою точку зрения. Считаю, что России следует отказаться от участия в Олимпиаде. Но совсем по другой причине, чем та, которую называют люди, рвущие на груди тельняшку. И лучше, так я думаю, если Россия хотя бы на время вообще выйдет из олимпийского движения. Оно дурманом кружит нам голову и сбивает ориентиры. Не случайно последние Игры приносят сплошной вред. 1980 год — афганский кризис, начало коррозии социалистической системы. 2008 год — Грузия и начало охлаждения с Европой. 2014 год — Украина и обвальные санкции. Дивидендов не видно, ущерб очевиден.

К доводам еще вернемся, а пока одна половина наших граждан считает, что нельзя допускать унижения России и следует бойкотировать Олимпийские игры. Вторая настаивает, что победа во враждебной атмосфере еще выше поднимет русский дух, а также виртуальное знамя России, формально запрещенное недругами. Дошло до того, что в социальных сетях люди банят друг друга за иную точку зрения. Олимпиада стала второй Украиной…

Важен ли горячий спор? Думаю, лишь отчасти. Для нашего мировоззрения не столь принципиально, на чьей стороне больше аргументов. Самое главное — что споры об Олимпиаде затмили для нас весь горизонт. Мы придаем соревнованиям избыточное значение. Власть сумела убедить подданных в первостатейной важности побед в большом спорте, которые якобы поднимают рейтинг страны, формируют ее позитивный образ. Но это путь бедных стран. Эфиопия половину гуманитарной помощи тратит на подготовку двух марафонцев. Так и мы выбрали самый дешевый и быстрый способ бороться за национальный престиж. Спорт — это лишь надутый шарик, который ничего, кроме себя, поднять не может.

Но это не престиж, а тщеславие. Для престижа страны одна Нобелевская премия значит больше десятков олимпийских медалей. Запуск новых космических аппаратов в миллион раз важнее надутого олимпийского шарика. Но это сложно, наша наука стоит на паперти, а космонавтика топчется на месте и десятилетиями не может сделать ни шагу вперед. Образование и здравоохранение, социальная защищенность и снижение коррупции, экономика и инновационный потенциал — все это неизмеримо важнее для общества и для рейтинга страны, чем самый невероятный рекорд. Но мы в погоне за легким успехом недальновидно перевернули пирамиду социальных ценностей.

Президент США Линдон Джонсон как-то заявил: «Если Америка слетала на Луну, то американскую старушку мы тем более сможем вылечить». Перефразируя эту максиму, можно было бы сказать: «Если России дадут Нобелевскую премию, то олимпийскую медаль она тем более сможет получить». И это не преувеличение. Современный спорт — это высокие технологии и загнанные у нас в подполье инновации. В эпоху, когда природные возможности человека оказались на грани физического исчерпания, спортивные победы обеспечиваются уровнем фармакологии, физиологии, химии, а также современного менеджмента. И то, что Россия «накосячила» с допингом, говорит о том, что ее амбиции пришли в противоречие с дремучим уровнем высоких технологий.

Несправедливо, что в авангарде олимпийских церемоний нет колонны фармацевтов и химиков. По моему убеждению, им вообще стоило бы доверить зажигать олимпийский огонь. Почему, скажите на милость, раньше природа не могла создать таких марсианского совершенства атлетов, как американские баскетболисты и гимнасты? Может быть, они с детства сидят на куриных ножках? Случайное ли совпадение, что 90 процентов Нобелевских премий по медицине получают ученые из США?

Кстати, для справки: впервые за допинг российских спортсменов наказали в 2002 году, когда пострадали знаменитые лыжницы Лариса Лазутина и Ольга Данилова. Это как раз то время, когда Россия решила «встать с колен». Американцев на допинге стали ловить значительно раньше. Пятикратная олимпийская чемпионка Мэрион Джонс не только лишилась медалей, но полгода провела в тюрьме. Теперь США научились дуть на молоко, попадаются редко, а к некоторым федерациям иностранных проверяющих на пушечный выстрел не подпускают. Что касается КНР, то после победоносной Олимпиады в Пекине, половина китайских чемпионов через год по загадочной причине покинула спорт.

И теперь Россия жутко обиделась на МОК и ВАДА. Без сомнения, их решения попахивают шельмованием и имеют политический привкус. Но, во-первых, кто сказал, что эти структуры — наши союзники? Россия проиграла схватку чиновников. И не могла не проиграть. Потому что наши чиновники — это жирные коты, которые забыли, что такое конкуренция. Два года длилась история, ничего не было сделано, лениво пытались, по нашей привычке, договориться без шума. И что теперь с того, что наш чиновник может запихнуть в карман всех, кто голосовал против России?

А во-вторых, на обиженных воду возят. Нельсон Мандела говорил, что обижаться — последняя глупость, вроде как выпить яд и ждать, что от него умрут твои враги. Призывы к патриотизму тоже неуместны. Времена изменились, слезы при виде флага — ностальгия. Современные спортсмены — это профессионалы (термин «любители» ушел еще в 1980-х годах). На Олимпийских играх спортсмены зарабатывают — и неплохо. Один чемпион — как целый город пенсионеров. Называть их, как делают взволнованные депутаты, героями — наивно, а взять в Корею знамя Победы, что предлагает коммунист Зюганов, — кощунственно.

Думаю, Россия должна не обижаться на МОК, а благодарить его. И, повторю, воспользоваться счастливым случаем и отказаться от участия в Олимпийских играх. Не только 2018 года, но и в следующих. Взять паузу. Лишний ворох золотых медалей ничего нам не даст, а денег угрохаем кучу.

Большой спорт — это русский морок. Нам надо взять больничный. Можно даже епитимию наложить. Пока не получим Нобелевскую премию или не полетим на Луну, в Олимпиадах не участвуем.

Сергей Лесков