Posted 28 декабря 2017,, 17:06

Published 28 декабря 2017,, 17:06

Modified 31 января, 18:01

Updated 31 января, 18:01

Дискуссия вокруг бойкота

28 декабря 2017, 17:06
Одна из самых серьезных слабостей массового сознания — неспособность к долгосрочному планированию.

Дискуссия вокруг призыва Навального бойкотировать президентские выборы напомнила мне, что любая толпа, где бы она ни собиралась — на площади города или в Интернете — по определению глупее составляющих ее людей.

Одна из самых серьезных слабостей массового сознания — неспособность к долгосрочному планированию. Толпа мыслит «одноходовочками»:

— сейчас мы выйдем на улицу и…

— сейчас мы примем участие в выборах и…

— сейчас мы будем бойкотировать выборы и…

И ничего грандиозного не произойдет. Это даже обсуждать бессмысленно. Власть не испугается нескольких тысяч человек и не убежит при виде резиновых уточек и креативных плакатов; оппозиционные кандидаты не попадут на выборы, не получат доступа к СМИ и станут жертвами фальсификаций; бойкот выборов не помешает власти снова назначить себя властью и даже не приведет к ее полной международной изоляции.

Значит ли это, что организовывать митинги, вести избирательную кампанию или протестовать против явного нарушения избирательных прав граждан бессмысленно? Разумеется, нет. Это абсолютно логичные и необходимые шаги на длинном и сложном пути, ведущем от диктатуры к демократии.

Поэтому бойкот выборов имеет смысл обсуждать только в связке с более широкой историей — с тем, что будет происходить после него. Тогда многое станет яснее и часть вопросов отпадет сама собой.

На шахматной доске всего 32 фигуры, но никто не рассчитывает выиграть шахматную партию первым же ходом е2-е4. В России 144 миллиона жителей, но некоторым все еще кажется, что достаточно сделать всего одно «правильное» действие — например, назначить революцию, и авторитарный режим падет. Разумеется, это не так.

Яйцо, в котором хранится «смерть кощеева»; волшебная кнопка, полностью разрушающая «звезду смерти», или «темный властелин», которого нужно убить, чтобы в стране настал мир и процветание — это все из области сказок и голливудских блокбастеров. В реальной жизни все одновременно и проще, и гораздо сложнее.

Все просто в том смысле, что любая власть держится лишь на убеждении людей в том, что так оно и должно быть. Государство, кажущееся чем-то реальным, огромным и очень мощным, на самом деле гораздо больше похоже на массовую галлюцинацию.

Люди верят, что должны играть какие-то роли и следовать установленным правилам: участвовать в выборах, платить налоги, соблюдать законы, выполнять распоряжения начальства и т. д. В большинстве случаев это оказывается полезно, помогая миллионам людей сосуществовать друг с другом и делая их жизнь лучше.

Проблема в том, что даже когда с властью происходит что-то «не то», разрушить эту галлюцинацию и убедить людей, что они не должны подчиняться несправедливым законам и исполнять преступные приказы, оказывается очень сложно.

Для начала люди должны осознать, что что-то идет не так. При этом власть может бессовестно врать людям, что страна встает с колен, ВВП растет, авторитет государства на международной арене взлетел до небес, или что во всех остальных странах дела идут еще хуже. Рано или поздно объективная реальность оказывается сильнее пропаганды и «холодильник» побеждает «телевизор», но на это могут уйти годы.

Затем людям нужно разобраться, в чем конкретно заключается причина проблем. Власть расскажет о глобальном экономическом кризисе, внешних врагах, «пятой колонне» и о том, что народу нужно просто перестать лениться, ныть и «начать с себя», хотя на самом деле причина кроется в некомпетентности и коррупции власти.

Следующая стадия — создание у людей ясного образа будущего. «Земля — крестьянам, заводы — рабочим, мир — народам» в 1917, «Гласность — перестройка — ускорение» в 1985, «Суверенитет, рыночная экономика и демократия» в 1991. Часть из этого оказалась откровенным враньем, что-то так и осталась благими намерениями, а кое-что было успешно демонтировано за последние годы, но без простого и понятного образа никакие изменения в массовом сознании невозможны.

Сейчас на повестке дня сменяемость власти, борьба с коррупцией и, как бы ни странно это звучало, возврат страны к принципам, заложенным в ее Конституции, когда власть принадлежит народу, а не узкому кругу олигархов и выходцев из спецслужб.

После формирования образа будущего люди пытаются изменить ситуацию, используя для этого методы, предусмотренные системой: пишут письма и петиции, выходят на мирные митинги, участвуют в выборах. Вот только власть не зря морочит людям голову на предыдущих этапах и не теряет времени даром: выборы фальсифицируются, митинги разгоняются, а правоохранительные органы внезапно оказываются не на той стороне.

Кроме того, до разных людей истинное положение вещей доходит с разной скоростью. Кто-то все понял в далеком 1999-м, кто-то в 2011-м, к кому-то осознание пришло в 2014-м, а кто-то до сих пор искренне уверен, что мы живем в лучшей стране мира и все остальные нам завидуют.

Сейчас мы находимся в точке, когда интеллектуальное меньшинство уже находится на четвертой стадии, а большинство — неравномерно размазано между первой и третьей. Это — серьезная проблема, потому что дальше можно двинуться, только имея активную поддержку масс.

Не обязательно иметь поддержку большинства — простая арифметика в политике не работает. Чаще всего одно меньшинство борется с другим на глазах у пассивного и мало что понимающего большинства. Так, например, во время февральской революции 1917 года либерально-буржуазное меньшинство боролось с меньшинством приверженцев монархии и победило, а затем в октябре того же года проиграло коммунистическому меньшинству.

Нынешнее время — не исключение. Суть современного нам политического конфликта проста: «Умники против сволочей в борьбе за контроль над тупыми». Под умниками подразумевается «креативный класс», под «сволочами» — чиновники, силовики и олигархи (которые, разумеется, тоже далеко не дураки). И тех, и других — меньшинство. Ну, а кто всегда остается в дураках, вы и так знаете.

Пятая стадия — создание новых властных структур и замена ими старых. Это важный момент: смена первого лица редко способна что-то по-настоящему изменить и без тотального обновления власти не обойтись. Так царя Российской империи и его министров сменило временное правительство, его — ЦК РСДРП, его, через несколько промежуточных итераций — президент и двухпалатный парламент.

Вот и сейчас за кажущейся простотой задачи — сменить одного президента на другого — скрывается необходимость сменить авторитарную политическую систему на демократическую. Для этого придется заново создать ЦИК, судебную систему и парламент, от которых остались только вывески, а также удалить от власти денежные мешки с мутным прошлым за спиной и погонами на плечах.

Смена власти может происходить двумя способами: насильственным и ненасильственным. С насильственными методами много проблем. Во-первых, текущая власть почти всегда имеет подавляющее превосходство в грубой силе — многочисленные, хорошо вооруженные, оболваненные и откормленные полицию и армию. Во-вторых, этот путь редко приводит к власти демократов.

Ненасильственные методы требуют участия в них принципиально большего числа людей, зато дают неизмеримо лучшие результаты: устойчивую гражданскую власть, отвечающую интересам большинства при минимуме человеческих жертв.

Суть ненасильственных методов проста: если власть ведет себя по отношению к обществу как паразит, то ее нужно лишить любой подпитки: не признавать ее, не сотрудничать с ней, не подчиняться ей. Очевидно, например, что Роскомнадзор не сможет ничего блокировать, если у него не будет доступа в Интернет, а полиция не сможет разгонять демонстрации без экипировки, оружия, спецтехники и связи. И армия чиновников долго не проживет, если не подкармливать ее налогами.

Вот только «не подчиняться» сложнее, чем кажется на первый взгляд. Попробуйте не заплатить налоги и быстро в этом убедитесь. Позволить себе это можно только когда власть уже ослаблена, то есть пройдены этапы «не сотрудничать» и «не признавать».

Но о стратегии и тактике ненасильственной борьбы я уже писал, а сейчас самое время вернуться к теме бойкота выборов.

Единственное, что можно более-менее надежно проконтролировать в ходе выборов — это явка. Очевидно, что в условиях усиливающегося давления на власть со всех сторон и угрозы бойкота, Путину будет важно обеспечить высокую явку любой ценой, чтобы продемонстрировать свою силу и «поддержку» народа.

«Любая цена» — это многочисленные нарушения, которые избирательные комиссии совершат как по прямому указанию власти, так и из желания выслужиться, помноженному на тупость и безнаказанность. Разумеется, никто из фальсификаторов не понесет никакой ответственности, но шило в мешке не утаишь, и на следующий же день после выборов интернет будет завален роликами, в которых члены избиркомов пачками вбрасывают бюллетени и подделывают протоколы. (Кстати, теперь вы знаете, когда в РФ с большой вероятностью будет заблокирован YouTube.)

Это — очередной удар по имиджу «национального лидера». Не первый, не последний, но, как говорится, вода камень точит.

Кроме того, бойкот выборов — хороший способ продемонстрировать, что общество не признает легитимность власти, устроившей из выборов фарс, сравнительно безопасно протестировать готовность людей участвовать в более масштабных акциях гражданского неповиновения, научить их не сотрудничать с властью.

Созданная для выборов структура региональных штабов Навального не канет в лету, а попробует себя в качестве организатора бойкота. Загодя лишив избирательные штабы плодов их многомесячных усилий, власть дала им отличный стимул ответить «любезностью на любезность», да еще в той области, которую они теперь хорошо знают.

Ну, а пройдя боевое крещение в качестве штабов протестного движения, они смогут и дальше наращивать давление на власть, благо что инструментов ненасильственного сопротивления есть около двух сотен, одним бойкотом и митингами дело не ограничится.

Санкции, долгосрочные тренды цен на нефть, загибающаяся экономика, стареющая инфраструктура и прогрессирующее разложение системы госуправления играют на руку протестному движению, так что рано или поздно баланс сил сложится в его пользу.

Когда это произойдет — сказать сложно, но бойкот выборов выглядит на этом пути самым логичным и взвешенным решением, открывающим массу возможностей при минимальных усилиях, в то время как голосование за Собчак, порча бюллетеней и прочие варианты, которые услужливо подсовывает нам власть, это, в лучшем случае, тупики без всяких долгосрочных перспектив.

Смотрите вперед, делайте свой выбор осознанно.

Прочитать оригинал поста Вадима Жартуна можно здесь.