Posted 30 декабря 2017,, 07:32

Published 30 декабря 2017,, 07:32

Modified 31 января, 18:02

Updated 31 января, 18:02

Телеменю с душком

30 декабря 2017, 07:32
Людмила Семенова
От «Иронии судьбы» и «Голубого огонька» уже мутит. Но ничего более качественного и свежего к «новогоднему столу» российские телевизионщики придумать не могут.

На пороге — 18-й год XXI века, а российское телевидение все еще предлагает нам проверенные временем комедии и новогодние передачи в лучших традициях СССР.

Не поймите превратно: старые советские фильмы, безусловно, прекрасны. Но, во-первых, отсутствие новизны никак не повысит рейтинг праздничного телеэфира. А во-вторых, «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция Ы», «Иван Васильевич меняет профессию» или «Служебный роман» не имеют никакого отношения к новогодней тематике — они бы больше подошли для какого-нибудь Дня ностальгии.

Есть, разумеется, и картины тематические, главной из которых остается «Ирония судьбы, или С легким паром!» СМИ попытались в этом году сделать сенсацию из новости о том, что «первый канал впервые за много лет отказывается от главного новогоднего фильма». Но очень быстро выяснилось, что речь идет всего лишь о перераспределении пакета Мосфильма, который ротируется между каналами. В этом году «Ирония судьбы» просто будет показана на «России-1».

Скорее всего, такой нехитрый ход направлен на стимулирование интереса к крайне устаревшей картине — ведь она жестко привязана к советским реалиям. Да, ее попытались адаптировать к нашим дням, но эта попытка оказалась настолько бесталанной и лицемерной (вспомните зашкаливающий уровень рекламы и аляповатые компьютерные эффекты в сиквеле), что о ней и вспоминать неловко.

Конечно, появляются на российском экране и новые праздничные фильмы, но с годами их качество неуклонно падает. Нелепые по сюжету и халтурно сыгранные мелодрамы «Мужчина в моей голове», «Новогодняя жена», гигантский рекламный ролик «Тариф Новогодний» выглядят снятыми «для галочки» и ради освоения бюджета, без всякого желания дарить кому-то праздничное настроение.

Зато почему-то совершенно забыт прекрасный фильм «Четвертое желание» 2003 года с Гошей Куценко и Марией Порошиной, в котором соединились лирическая сказка и тяготы бытия. Он вполне мог бы стать преемником старой «Иронии судьбы» — вместо конвейерных «Елок», которые раздражают уже даже самую неприхотливую аудиторию.

Таким же конвейером остается и производство ежегодных «Голубых огоньков». Говорить об одних и тех же лицах на этом сатанинском балу уже неудобно, но это еще полбеды. Хуже всего натянутая, лицемерно комичная атмосфера, без намека на радость и красочность — их подменяют наигранным кривлянием молодящихся артистов и бутафорскими мандаринами на столах. Это начисто лишает зрелище всякой магии, которой должен сопровождаться новогодний праздник.

Сейчас, когда наступил традиционный период подведения итогов уходящего года и составления планов на год грядущий, самое время признать старые ошибки и подумать, как можно их исправить. Наше телевидение вроде бы и пытается что-то реформировать, но неудачи на этом поприще пока явно преобладают.

Возвращение «Прожекторпэрисхилтон» вызвало лишь унылое недоумение. Сериал о криминально-любовных страстях Дианы Шурыгиной заставил содрогнуться от отвращения. Феномен Ольги Бузовой, затронувший музыкальный мир, официальные мероприятия и международный культурный форум, но провалившийся в шоу «Бабий бунт», кого-то, возможно, на время развеселил. Но все это — всплески эмоций, не оставляющие следа в сердцах аудитории, а значит неспособные обеспечить стабильно высокие рейтинги. Если российское телевидение не намерено эксплуатировать исключительно низменную тягу к «жареному», выпуская продукцию вроде дичайшего трэш-шоу «На самом деле», ему придется искать новые форматы.

Что же касается зрителей, то им хотелось бы пожелать больше здравого смысла и самостоятельности в выводах, так как привычка доверять «телевизору» остается очень высокой.

И еще — давайте все-таки не кривить душой, уверяя, что «все, кроме полного быдла, давно выбросили зомбоящик». Залитые в интернет выпуски «Пусть говорят», «Прямого эфира», «Мужское /Женское» и других ток-шоу стабильно набирают сотни тысяч просмотров и столько же комментариев — вряд ли это сплошные маргиналы и пенсионеры. Поэтому не стоит кичиться, если вы никогда не видели подобных передач, и выражать презрение к тем, кто их смотрит. В конце концов, все познается в сравнении — в том числе и мир ТВ.

Людмила Семенова