Posted 19 января 2018,, 21:05

Published 19 января 2018,, 21:05

Modified 31 января, 18:11

Updated 31 января, 18:11

«Волшебный купол» защитит Израиль под землей

19 января 2018, 21:05
Владимир Бейдер
Десять лет и несколько миллиардов шекелей понадобилось для изобретения, которое лишит террористический режим в Газе его главной козырной карты.

В ночь на воскресенье ЦАХАЛ взорвал тоннель, прорытый террористами ХАМАСа из сектора Газы. Новость так себе, особенно, если учесть, что это уже четвертый диверсионный тоннель, разрушенный израильской армией за последние три месяца. Но количество публикаций об этом событии в израильских СМИ, высказываний политиков и военных о нем стало беспрецедентным для локальной военной операции.

Подкоп под «дорогу жизни»

Правда, тоннель тот отчасти уникальный. Протяженность его около полутора километров, что немало, хотя и не рекорд. Он был прорыт из Рафиаха, города на юге сектора, и вел не только на израильскую территорию, но и на египетскую, что своего рода ноу-хау. По отдельности бывало сплошь и рядом, а чтобы вместе — еще нет.

На израильской территории тоннель пролегал под контрольно-пропускным пунктом Керем-Шалом, через который в сектор поступают продовольствие, медикаменты, оборудование, горючее и вообще все необходимое — несколько сот грузовиков в день, а также — под единственным трубопроводом, обеспечивающим сектор газом. Естественно — из Израиля. Для Газы это своего рода «дорога жизни».

В армии полагают, что такой креативный маршрут тоннеля — с выходом в две соседние страны — выбран для осуществления двойного теракта: чтобы атаковать КПП Керем-Шалом одновременно с египетской стороны (при поддержке боевиков запрещенного в РФ «Исламского государства» на Синае или под их прикрытием) и с израильской. То есть ХАМАС, который уже десять лет правит Газой, собирался перерезать свою «дорогу жизни», еще и с риском подрыва газопровода при ответных действиях ЦАХАЛа. Что достаточно красноречиво говорит о заботе власти сектора о своем населении. Представьте себе, что ленинградское руководство во время блокады (а весь мир убежден, что и Газа находится в блокаде) стали бы сами разрушать, допустим, ледоколами «дорогу жизни» на Ладоге. А ХАМАС именно подобное и собирался сделать.

Но — не повезло: израильтяне тоннель обнаружили и уничтожили. И предупредили, что впредь так будет с каждым, который прокопают из Газы в Израиль. Отсюда столько шума по поводу разрушения очередного тоннеля.

Дело не в нем. А в практически официальном объявлении, что главная козырная карта террористического режима в Газе бита. Для ХАМАСа это означает полный крах его стратегии последних нескольких лет.

Обмен сюрпризами

Сооружение и эксплуатация тоннелей — главная отрасль производства и экономики в Газе со времени прихода к власти в секторе ХАМАСа. В основном, они использовались для контрабанды — оружия и боеприпасов, а также, в еще больших масштабах, — транспортировки людей и товаров.

Этим занимаются как террористические организации, так и частные лица — семьи и кланы, для коммерции. ХАМАС держит подземную индустрию под контролем. Его администрация выдает платные разрешения на прокладку тоннелей, взимает «таможенные» сборы за каждый блок сигарет, каждую бочку солярки, овцу и корову или автомобиль (переправляют и их). Это одна из главных статей пополнения казны террористического квазигосударства.

Под границей с Египтом всей протяженностью в 12 километров в свое время было около 1200 тоннелей. С тех пор как к власти в Египте пришел президент ас-Сиси, он начал борьбу с нелегальными тоннелями — прежде всего для предотвращения переправки оружия, боеприпасов и боевиков на Синай. Тоннели заливали морской водой, нечистотами, бетоном. Процесс продолжается с переменным успехом. Но сейчас речь не о контрабандных тоннелях, а о диверсионных.

Именно благодаря диверсионному тоннелю боевикам ХАМАСа удалось в июне 2006 года проникнуть на территорию Израиля возле того же КПП Керем-Шалом и похитить ефрейтора Гилада Шалита, для освобождения которого после пяти лет плена Израилю пришлось отдать более тысячи палестинских боевиков, многие из которых вернулись к террору. Успех так окрылил хамасовцев, что прокладка диверсионных тоннелей стала приоритетной целью наряду с производством ракет и доставкой их — тоже по подземным коммуникациям.

Когда летом 2014 года началась военная операция в Газе «Нерушимая скала», ХАМАС ждало разочарование в силе основного оружия. Система ПВО «Железный купол» нейтрализовала ракетные обстрелы — они не достигали цели. Зато тоннели, которыми был пронизан сектор, показали свою эффективность. Несмотря на то, что ЦАХАЛ знал об этой угрозе, универсального решения для борьбы с ней не было, в ряде случаев террористам удавалось застать израильтян врасплох, значительное число потерь произошло из-за поздно обнаруженных тоннелей. Чудом удалось предотвратить мегатеракты на израильской территории.

После завершения операции и вывода войск из Газы в армии и системе безопасности поставили задачу поиска решения проблемы тоннелей, привлекли ученых. А ХАМАС немедленно взялся за восстановление и развитие системы диверсионных тоннелей.

Стратегическая инициатива

Это стало его основной стратегией. Работы велись днем и ночью. На них не жалели ни денег, ни сил.

Прокладка диверсионных тоннелей дело дорогое. Все имеющиеся у него средства ХАМАС тратил на создание инфраструктуры террора, львиная доля уходила на тоннели. Собирая по 100 тысяч шекелей в месяц налогов, администрация Газы полностью тратила их на подготовку к будущей войне. Ничего не оставалось на гражданскую инфраструктуру. Разрушенные войной здания не восстанавливаются. 95% производимого в Газе цемента уходит под землю. В больницах не хватает лекарств. Канализация пришла в негодность, очистных сооружений как не было, так и нет. 90% воды непригодно для питья. Новых электростанций не строится. Старую нечем топить — когда палестинская администрация в Рамалле отказалась платить за поставки электричества и топлива в Газу из Израиля, ХАМАС отказался расплачиваться сам — нет денег, все закопано. Электричество подается 4-6 часов в сутки. Призрак гуманитарной катастрофы навис над Газой. Народ стал роптать.

Хамасовское руководство сектора пошло на беспрецедентный шаг — предложило администрации в Рамалле (презираемого им ФАТХа и Махмуда Абасса) взять на себя гражданское управление в секторе. Под патронажем Египта ХАМАС пошел на формальное примирение в Рамаллой. Все — ради того, чтобы сохранить свой военный потенциал для новой схватки с сионистским врагом. Им в этой схватке было на что рассчитывать — инфраструктура тоннелей создана.

Банкротство

Хамасовские стратеги не учли, что пока они, не жалея ничего, зарывались в землю в Газе, и в Израиле не сидели, сложа руки. Там затеяли строительство подземной бетонной стены, оснащенной датчиками. Это сооружение стоимостью 4 миллиарда шекелей (около 1,3 млрд долларов по нынешнему курсу) будет возведено в течение ближайших лет, но пока можно копать и подкапываться к приграничным кибуцам.

Однако в начале прошлого года стали происходить какие-то необъяснимые аварии в тоннелях. То один заваливался, то другой. Этому не находилось объяснения — бывает.

Но вот в конце октября обрушился тоннель, принадлежавший «Исламскому джихаду». Несколько обитателей террористического подземелья оказались погребенными под его обломками, среди них — два высокопоставленных джихадиста и один видный хамасовец, появившийся в этом тоннеле с инспекцией.

На этот раз израильтяне не стали скрывать своей причастности к постигшему террористов несчастью. Заявили, что обнаружили тоннель давно, ждали, пока он углубится под израильскую территорию — и оттуда взорвали. Вслед за тем стали взрываться и другие тоннели — теперь уже хамасовские.

А после обрушения последнего — в минувшее воскресенье — признались: у Израиля есть кардинальное технологическое решение проблемы диверсионных тоннелей. По аналогии с «Железным куполом» его назвали «Волшебный купол». На его разработку ушло десять лет и несколько миллиардов шекелей. Система позволяет обнаруживать тоннели еще на этапе строительства, следить за его ходом, прогнозировать маршрут — и уничтожать полностью без шансов на восстановление. Как говорят (подробности не публикуют), взорванные полости подземных ходов заполняются бетоном — не разгрызть.

В армии предполагают, что теперь террористы, лишившись возможности проникать на израильскую территорию из-под земли, станут атаковать с воздуха. Но и на это уже подготовлен ответ.

По пути СССР

С ХАМАСом произошло то, что когда-то в несравненно больших масштабах, но по той же схеме случилось с Советским Союзом. Вступать в гонку вооружений с гораздо более сильным в экономическом и технологическом отношении противником — заведомый путь к поражению и банкротству.

Несколько лет ХАМАС закапывал в землю все свои средства, готовясь к войне, которую он обречен был проиграть, — и обанкротился на этом полностью, и экономически, и политически. Оставшись без средств, без возможности поддерживать население оккупированного им сектора хотя бы на минимальном уровне существования, он потеряет контроль над ситуацией.

Только в прошлом году ХАМАС потратил 260 миллионов долларов в военные приготовления, не вложив ни одного для жизнеобеспечения Газы. Теперь вынужден идти на примирение с ненавистным Аббасом, который тоже практически банкрот. После обнаружения тоннеля, ведущего в Синай, лишится поддержки египетского президента, ведущего войну с ИГ на полуострове. Обещанная помощь в войне с Израилем от Ирана, если и будет, дорого ему обойдется: Иран делает ставку на «Исламский джихад», конкурирующую организацию. К тому же шиитский режим не станет излишне благосклонным к суннитскому религиозному движению.

Все это означает тихую победу Израиля. Министр обороны Авигдор Либерман уже выдвинул похожую на ультиматум стратегию в отношении к ХАМАСу из шести пунктов. Среди них — полное уничтожение всех диверсионных тоннелей до конца нынешнего года. Учитывая наличие у Израиля «Волшебного купола», это задача чисто техническая. Появление новых тоннелей станет невозможным после завершения строительства подземной стены. Любой обстрел Израиля из Газы будет оборачиваться тяжелым ударом по стратегической инфраструктуре ХАМАСа. Это — кнут. Предусмотрен и пряник: в обмен на разоружение ХАМАСа Израиль станет первым, кто станет вкладываться в восстановление сектора, форсированное развитие его гражданской инфраструктуры.

Разоружение ХАМАСа выглядит фантастическим требованием. Но нереальным выглядело еще три года назад решение проблемы тоннелей, которое сегодня — реальность. ХАМАС останется без средств, сил и поддержки. Когда он зачахнет, Газа проживет и без него. Без него она оживет.

Вот что открывается за уничтожением всего одного тоннеля.

Владимир Бейдер, Иерусалим