Posted 24 января 2018,, 15:48

Published 24 января 2018,, 15:48

Modified 30 марта, 20:55

Updated 30 марта, 20:55

Интернет становится страной дураков

24 января 2018, 15:48
Иван Преображенский
Без восстановления навыков критического мышления бездумная цензура в соцсетях вместо победы над «фейками» приведет к прямо обратным результатам.

Папа Римский Франциск осудил распространение дезинформации в обществе. Он подверг критике практику фальшивых новостей, назвав ее средством пропаганды ненависти и невежества. Практически одновременно заявления о том, что надо жестче бороться с «фейковыми» новостями и строже наказывать за них сделали такие разные инстанции как азербайджанские депутаты и администрация Facebook.

Это говорит о наличии сразу двух проблем в жизни современного общества. Во-первых, информации стало столько, что никто не в состоянии ее ни цензурировать, ни проверить. Включая и тех, кто эту информацию генерирует, как, например, социальные медиа. Вторая проблема состоит в том, что повсеместно эта ситуация используется вопреки логике — как предлог для резкого усиления цензуры в социальных сетях в частности, а также в Интернете в целом.

Интернет, который считался пространством свободы, превращается «страну дураков», наполненную фейками и самыми разнообразными добровольными инквизиторами, которые размахивают запретами направо и налево. Фейки при этом продолжаются множиться, а вот свобод в Сети становится все меньше и меньше.

Простой пример: уже несколько месяцев и Twitter, и Facebook ведут борьбу против так называемых «фейковых аккаунтов», то есть сотен формально зарегистрированных пользователей, за которыми, как считается, стоят российские пропагандисты, пытавшиеся повлиять на те или иные политические процессы в мире. Например, на избрание президента США в 2016 году или президентские выборы во Франции или даже, как говорят на исход референдума по выходу Великобритании из Евросоюза. Для борьбы с этим меняются алгоритмы выдачи информации в лентах пользователей, многие аккаунты признаются фальшивыми, закрываются целые группы. К поискам незримых агентов Кремля присоединился уже и видео-сервис Youtube.

И вот на днях бывшая коллега, работавшая до недавнего времени в одном из наиболее либеральных российских изданий, получает письмо от администрации Twitter. Оказывается, она, сделавшая для борьбы с российскими информационными фейками в совокупности, возможно, даже больше, чем администрация этого социального медиа, позволила себе когда-то ретвитнуть информацию, которую сейчас идентифицируют как фальшивую. И вот ее берут «на карандаш» и ее аккаунт (во многом рабочий инструмент) оказывается под угрозой блокировки.

Говоря о времени больших репрессий в СССР, сторонники «коллективной вины» и прогрессивного «эффективного менеджера» Иосифа Джугашвили (Сталина) часто вспоминают русскую пословицу «лес рубят — щепки летят», намекая на неизбежность «отдельных ошибок». Налицо сходство этой логики с поведением администрации Twitter, а с ними и Facebook и других социальных медиа, которые участвуют в якобы антифейковой кампании.

По сути дела, речь идет о том, что соцсети берут на себя функцию модератора микроблогов и страничек своих пользователей. Попросту говоря — занимаются прямой их цензурой. Причем юридически спорить с этим бессмысленно — они не общественные структуры, а частные кампании, имеющие право делать, по большому счету, все, что захотят, оставаясь в рамках закона. Ведь записи пользователей не являются публикациями в СМИ, за фейки, по большому счету, нельзя наказать, зато можно заблокировать самих пользователей.

Казалось бы, речь идет о однозначно негативной тенденции, с которой должны бороться то ли общественные организации, то ли даже власти, если они хотят защищать права и свободы своих граждан, в том числе право на свободу информации. Но этого не происходит. Напротив, во Франции, например, планируется принять закон с целью наказывать за распространение недостоверной информации в соцсетях.

В Германии и того больше — власти и правозащитники давно ведут спор о том, соответствует ли принципам правового государства закон о контроле информации, размещаемой в соцсетях, в соответствии с которым право модерации (считай, цензурирования) передается самой их администрации этих соцсетей. Она может наказывать пользователей, удаляя их информацию, что некоторые правозащитники считают передачей частному лицу на откуп сугубо государственных функций.

Не отстает, естественно, и Россия, а также другие государства, в которых власть в принципе испытывает аллергию на любую информацию, неотцензурированную должным образом с моральной и политической точек зрения. Параллельно официальные пропагандисты на зарплате, даже не скрывающие этого, публично учат профессиональных журналистов тому, что такое «свобода слова». И это при том, что и без Facebook и Twitter мы прекрасно знали, что именно государственная пропаганда является в России главным творцом так называемых «фейк-ньюс». Порой злонамеренно, а порой от незнания, либо банального стремления заработать на выдуманной сенсации.

Между тем специалисты в области информационной политики говорят, что нет иного пути решения проблемы, кроме восстановления навыка критического анализа у рядовых пользователей интернета или телезрителей. Бездумная цензура, массовые кампании по борьбе с фейками приведут, скорее всего, к прямо обратным результатам. Всякая объективность и верификация будут погребены под грудами информационного шлака. Особенно если система будет работать так, что пользователи, как предлагает это сейчас Facebook, будут голосованием решать, что является правдой, а что нет.

И вот тогда неквалифицированное большинство успешно сможет признать правдивой любую новость. Например, о том, что Земля стоит на черепахе и трех слонах, для которых Россия, естественно, является родиной. Ну, а профессиональные медиа после этого могут спокойно отмереть — за ненадобностью.

Иван Преображенский