Posted 30 января 2018,, 13:45

Published 30 января 2018,, 13:45

Modified 30 марта, 20:52

Updated 30 марта, 20:52

США за Путина

30 января 2018, 13:45
Дмитрий Травин
«Кремлевский доклад» в краткосрочной перспективе даже выгоден российским властям — и политически, и экономически.

Минфин США сегодня обнародовал так называемый «кремлевский список», включающий всяких высокопоставленных и богатых россиян, в отношении которых в Америке затем могут при необходимости предприниматься какие-то неприятные действия. Кто-то, возможно, думает, будто Вашингтон таким образом нанес удар по Москве. Но на самом деле все обстоит иначе.

Первым и самым важным следствием появления американского списка будет укрепление позиций Владимира Путина в ходе предвыборной кампании. Да-да, именно укрепление. Давно уже исчезли иллюзии, будто недовольство со стороны Белого дома способно каким-то образом ослабить Кремль.

Позицию Вашингтона должны учитывать лишь те страны, которые хотят привлекать капиталы, иметь хороший инвестклимат, развивать экономику и, соответственно, играть по правилам, которые приняты в западном мире. Россия за последние годы от такого подхода отказалась. Ритуальные фразы, будто мы собираемся поднимать экономику, конечно, произносятся, но к этому давно уже никто не относится всерьез. Сейчас главная задача — удержание власти и сохранение нынешней политической системы.

В подобной ситуации любая критика со стороны США оказывается Путину только на руку. Наивному телезрителю все подается как стремление врага оказать жесткое давление на Россию, как попытка бесцеремонного вмешательства в наши внутренние дела и как угроза безопасности не узкого правящего слоя, а широких народных масс. Узнав, что Америка опять нам грозит, эти самые массы лишний раз воодушевятся, оторвут задницы от диванов в день скучных президентских выборов и придут на избирательные участки, чтобы выразить гневный протест агрессору путем голосования за вождя.

Дмитрий Песков уже сделал заявление насчет того, что «кремлевский доклад» опубликован с целью дестабилизировать ситуацию в России и повлиять на выборы. Право слово, если бы американцы сами не устроили историю с этим списком, нашим политтехнологам стоило бы их спровоцировать на нечто подобное.

По мере того, как будет становиться все яснее, что странные действия Вашингтона лишь укрепляют режим Путина, в наших оппозиционных кругах, наверное, начнут говорить о глупости и некомпетентности заокеанских политиков. Но проблема здесь, конечно, в другом.

Как отмечал в свое время опытный американский государственный деятель Генри Киссинджер, многие действия США во внешней политике являются лишь следствием внутриполитического противостояния. Те или иные решения принимаются не для того, чтобы повлиять на кого-то вовне, а для того, чтобы удержать власть в самих Штатах. Внешний мир для американцев совсем не так важен, как полагают люди в этом самом внешнем мире.

Такая маловлиятельная (увы!) по нынешним временам и очень далеко от США расположенная страна, как Россия, значительно менее важна для Вашингтона, чем мощный Китай, дружественная Европа или опасный исламский мир. При этом в отношении России у многих американцев последнее время накапливаются негативные эмоции — как из-за Крыма с Донбассом, так и из-за истории с нашим вмешательством в их президентские выборы. Накапливаются эмоции у некоторой части американского общества и в отношении собственного президента.

Соответственно, администрация Дональда Трампа вынуждена как-то реагировать на требования конгрессменов, принявших еще прошлым летом закон «О противодействии противникам США посредством санкций». И вот теперь народные избранники отчитываются о проделанной работе перед избирателями. Минфин США — перед президентом. А Трамп — перед Конгрессом. Все потрудились на славу. Никого не упрекнешь, что не бдит. При этом реакция является абсолютно бюрократической, т. е. бессмысленной по сути и аккуратной по форме.

Если кремлевский список не забудется сразу после выборов, то он может поспособствовать реализации путинских интересов еще в одной важной сфере — финансовой.

Дело в том, что за последние годы наметился устойчивый отток капиталов из России, поскольку на Западе бизнес работает по понятным и всех устраивающим правилам, тогда как у нас он не защищен от наездов силовиков, давления чиновников и всяческих поборов, осуществляемых ими в интересах сохранения режима. Даже олигархи вынуждены в такой ситуации переводить свои активы за рубеж, поскольку каждый из них может вдруг попасть в высочайшую опалу или случайно поссориться с кем-то из ближайших друзей Путина, способных любого своего врага посадить в тюрьму. При этом сами влиятельные временщики тоже выводят деньги из России. В итоге огромные средства российских владельцев оседают в офшорах или вкладываются в зарубежную недвижимость.

Но если теперь правила игры на Западе станут не вполне ясными для представителей нашей элиты, если они решат, что могут пострадать там всего лишь из-за своей формальной близости к Путину, то, возможно, деньги двинутся в обратную сторону. На самом деле сейчас трудно понять, как поведут себя российские капиталы, какую угрозу сочтут для себя более опасной. Скорее всего, в каждом случае решение того или иного «олигарха» будет индивидуальным, т. е. исходящим из того, какая конкретно у этого человека репутация на Западе и в России.

Однако правительство Медведева уже готовится к тому, что денежки, казавшиеся для России потерянными, покатятся в бюджетную кубышку. При дефицитном бюджете и исчерпании средств Резервного фонда, когда возникает большой соблазн увеличить размеры госдолга, это будет очень кстати.

Впрочем, в отдаленной перспективе персональные санкции, скорее всего, негативно скажутся и на экономике России, и на положении российской элиты. Подрастающее поколение бизнесменов поймет, что не следует слишком близко подходить к власти, дабы не попасть в какой-нибудь очередной кремлевский список, лишающий возможности нормального существования за границей. Конечно, совсем от связей с чиновниками и политиками бизнес отказаться не сможет, поскольку без взяток и откатов у нас вообще мало что делается. Но, заработав определенные суммы на нижнем и среднем уровне, деловые люди будут теперь подумывать о том, чтобы сразу эмигрировать вместе со всем нажитым добром, а не о том, чтобы выйти в России на верхний уровень, где делаются миллиарды.

Наша страна все больше становится для элиты не истинной родиной и даже не местом проживания, а всего лишь полем дикой охоты, где можно срубить бабла для последующего комфортного проживания на Западе. Причем чем меньше интереса у представителей элиты к родной стране, тем больше из их уст доносится громких слов о патриотизме, о величии нашего любимого президента и о том, что Путин идет единственно правильным путем. Вся эта словесная шелуха поможет профессиональным патриотам заработать побольше и в нужный момент с этого пути соскочить, не растеряв денег по дороге.

Дмитрий Травин, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге