Posted 17 февраля 2018,, 07:16

Published 17 февраля 2018,, 07:16

Modified 31 января, 18:32

Updated 31 января, 18:32

Животные в лабиринтах

17 февраля 2018, 07:16
Людмила Семенова
Когда российские телевизионщики берутся снимать кино на сложные темы, нередко получается либо фальшивка, либо какая-то гадость. А иногда — и то, и другое.

На канале «Россия» в ускоренном режиме показали сериал «Лабиринты» малоизвестного режиссера Юрия Владовского. Эта мелодрама вроде бы посвящена темам семьи, детства и родительской любви, но в результате лишь вызывает отвращение к человечеству. Сложно даже сказать, что здесь более ужасно — постановка, игра актеров или персонажи, среди которых практически нет нормальных, вызывающих симпатию людей.

Завязка у сюжета незамысловатая — главная героиня, которую играет петербургская актриса Елена Вожакина, чья телегеничность вызывает большие сомнения, живет в абсолютной лжи. «У Марины в жизни все хорошо. Успешная карьера в крупной компании, любящий муж Сергей и родители. Омрачает счастье героини только одно — она уже десять лет замужем, но никак не может забеременеть», — говорится в аннотации к сериалу.

На самом же деле, во-первых, карьера Марины трещит по швам — вначале из-за одержимости мечтой о ребенке и наступающей депрессии, потом из-за решения усыновить чужое несчастное дитя.

Во-вторых, нет никакого любящего мужа — этот персонаж в весьма слабом исполнении Дмитрия Пчелы живет на два дома, ненавидит жену и терпит ее мечты о ребенке лишь из-за своего шаткого положения в бизнесе тестя. Впрочем, с любовницей, которая уже давно растит от него сына, он поступает не более порядочно, много лет кормя обещаниями вот-вот выдоить ненавистную семейку до копейки и зажить счастливо.

В-третьих, желание Марины стать матерью, подогреваемое раскаянием в раннем аборте, продиктовано, если судить по сериалу, не искренним стремлением подарить жизнь, а ощущением собственной ущербности. А как же иначе, если в первых сериях через кадр мелькают ровесницы и подруги с трогательными животиками?

И неизвестно, чем бы закончились отношения в этом треугольнике (кстати, жена не подозревает о третьей стороне), не появись на горизонте чудовищный персонаж Полины Филоненко — Аля, дочь уборщицы в компании Марины и никудышная мамаша шестилетнего мальчика.

Филоненко, пожалуй, единственная, кто здесь по-настоящему играет (Сергей Паршин и Татьяна Лютаева в ролях родителей Марины выглядят пристойнее главных персонажей, но не более того), — ее героиню искренне хочется удавить собственными руками. С первого ее появления вспоминается фильм «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай Германики, где она играла главную роль озлобленной старшеклассницы. Возникает чувство, что авторы сериала задумывали его как фанфик про приключения этой повзрослевшей героини, только под другим именем. А вся история какой-то Марины с ее фальшивой семьей и невнятным отношением к бизнесу — лишь фон.

Присутствует в этой истории и роковой «возлюбленный» девушки, ради которого она крадет у стариков-ветеранов «гробовые» деньги (что приводит к трагическим последствиям), прощает ему тяжкое преступление и готова продать ребенка, чтобы «шмоток накупить и на море съездить». Конечно, ее поступки продиктованы не только сексуальной зависимостью от своего «мачо», но и отсутствием интеллекта, а также трусостью (впрочем, все подобные «жертвенницы в любви» наделены этими качествами). И все же ее ненависть ко всему живому, кроме любовника, не оставляет ни малейшего шанса на оправдание и сочувствие.

Первая половина сериала оставляет четкое ощущение, что он не о важности материнства в жизни женщины, не о любви и браке, и даже не о богатых и бедных, — а о противоборстве людей духовно развитых, но слабых физически и психически, как главная героиня Марина, и тех, кто живет первобытными импульсами и потребностями, но зато обладает недюжинными силами и крепкими нервами. Их природа не обидела ничем, кроме лучших человеческих качеств.

Только зачем эти качества нужны, когда стоит вопрос о естественном отборе? В одной сцене Марина и Аля перекидываются взаимными колкостями: «Ты неполноценная!» — «А ты ноль, зеро!» Но кто из них более устойчив и нужен популяции, для которой важно количество потомства, а не то, растят ли его в любви и заботе? У природы нет милосердия, есть только холодный расчет, в котором дитя — это единица, а нерожающая самка — и вовсе ноль.

Похоже, такое чувство возникает в основном потому, что роль главной героини сыграна плохо и неубедительно. Марине нечего противопоставить ни Але с ее соучастником, ни мужу, много лет ее обманывающему, ни его напористой любовнице. Конечно, играть положительных персонажей — вообще сложная задача. Чтобы придать им харизматичность и внутреннюю силу, нужны какие-то шероховатости в характере и мировоззрении. Но Марина даже и не особо хорошая, она просто безликая.

Не способствует сочувствию и оформление фильма. Визуальный ряд выполнен в слишком жизнерадостных тонах — красная машина, розовый пиджачок, вечно солнечная погода, хотя действие происходит в Северной столице. Заставка с видами Петербурга выполнена красиво, но очень надоедает повторяющийся кадр с демонстрацией крыш, старых домов и детской площадки с высоты птичьего полета. А легкие мелодии саундтрека совсем не сочетаются с серьезностью затронутых тем.

Такая история неплохо смотрелась бы в формате триллера, разворачивающегося на фоне тусклого и мрачного города, в котором негодяйка Аля показана как темное альтер-эго главной героини, а никаких иллюзий о счастливом браке нет и в помине. Но авторы проекта явно делали ставку на другую аудиторию, да и вообще, видимо, не привыкли стараться.

Складывается ощущение, что «Лабиринты» специально показывали по 3-4 серии за вечер, чтобы зритель поскорее отмучился и забыл этот кошмар. Вопрос о том, с какой целью его вообще сняли и зачем показывать такое неправдоподобно уродливое общество, скорее всего, останется без ответа. Очевидно одно: этот сериал не вдохновит людей, безуспешно старающихся завести ребенка, и не образумит тех, кто неспособен по-человечески его вырастить.

Людмила Семенова