Posted 27 февраля 2018,, 21:01

Published 27 февраля 2018,, 21:01

Modified 30 марта, 20:35

Updated 30 марта, 20:35

Не кокаином единым

27 февраля 2018, 21:01
Николай Ульянов
Настойчивые претензии пресс-атташе российского диппредставительства в Берлине вынудили ИА «Росбалт» объясниться.

Поскольку «Росбалт» сегодня фигурировал в сообщениях госагентств, в которых высказывалось сомнение в правдоподобности нашей информации по так называемому «делу посольского кокаина», хочу расставить точки над ё.

Во-первых, я как главный редактор ИА «Росбалт» был оперативно ознакомлен с письмом пресс-атташе посольства РФ в ФРГ в редакцию агентства и сознательно не стал на него отвечать, потому что закон о СМИ разрешает официально зарегистрированным в РФ изданиям не реагировать на ультиматумы госчиновников. А иначе как ультиматум требование в течение двух часов предоставить г-ну пресс-атташе доказательства пребывания одного из фигурантов «мидовского кокаинового дела» в посольстве РФ в ФРГ, в противном случае последуют какие-то иные меры реагирования (как вытекало из письма упомянутого господина в редакцию), я оценить не могу — впервые мне ставят такие временные рамки для реагирования на оспаривание публикуемой на сайте «Росбалта» информации. Напоминаю г-ну пресс-атташе о существовании в Российской Федерации обширного свода законов, предполагающих доказывание чьей-либо правоты сугубо по решению суда, а не хотению госчиновников.

Во-вторых, к сведению господина из МИДа РФ, которого судьба занесла в город Берлин в качестве пресс-атташе отечественного посольства, напоминаю, что «Росбалт» является официально зарегистрированным в РФ информационным агентством, защищенным в соответствии с этим статусом законами РФ, а не «ресурсом», как указано в упражнениях в эпистолярном жанре г-на пресс-атташе в соцсетях. Соответственно «наш человек в Берлине» должен осознавать меру своей ответственности за негативные комментарии в адрес официального СМИ.

В-третьих, использование для создания негативного образа ИА «Росбалт» аффилированных с МИД РФ государственных информагентств ТАСС и РИА «Новости» — некрасивый и недипломатичный прием, который, на мой взгляд, в полной мере отражает современные методы работы отечественного дипведомства — танком проехать по оппоненту. Тем не менее, как мне представляется, этот метод только ухудшил имидж упомянутых изданий в свете того, о чем я скажу ниже.

В-четвертых, на мой взгляд, в МИД РФ, а скорее изначально в Кремле, сочли историю с «аргентинским кокаином для России» опасной с точки зрения влияния на электорат перед выборами президента РФ, из-за чего было принято решение «свернуть тему». Как мы знаем, закрылся сайт, сообщающий о пребывании определенных самолетов в той или иной стране в заданное время, прозвучало опровержение от администрации президента РФ. В этом контексте я вполне понимаю настойчивость пресс-атташе посольства РФ в ФРГ, и лично к нему как к работнику, человеку-функции, у меня нет вопросов. Такая у него служба. Но и ему стоит понять, что у нас своя работа, никак не завязанная на выполнение приказов из Кремля или со Смоленской площади.

В-пятых, поскольку г-н пресс-атташе из Берлина апеллировал к правилам журналистского расследования, хочу ему напомнить, что сотрудник СМИ имеет полное право публиковать сведения, озвученные официальным адвокатом обвиняемого в судебном производстве. И не перепроверять его слова где бы то ни было, в том числе в посольстве РФ в ФРГ. Что «Росбалт» и сделал. Так что если посольству РФ в ФРГ хочется посудиться с «Росбалтом», на что непрерывно намекает товарищ пресс-атташе из Берлина, — не вопрос. Только для начала не мешало бы изучить стандартную практику судебных решений по таким спорам, ну и оценить степень позитивного влияния такого длительного процесса на имидж МИДа, особенно в свете того, что аргентинские спецслужбы могли «слить» в местные СМИ еще не все, что собирались.

От себя хотел бы добавить, что наверняка у германских СМИ есть масса вопросов о происходящем в Российской Федерации, в том числе в контексте «кокаинового скандала», и не стоило бы сотруднику МИД РФ, получающему зарплату от государства за вполне определенный перечень работ, отвлекаться от исполнения своих прямых обязанностей, да еще и отвлекать сотрудников государственных информагентств ради «чистки мундира». Тем более что мундирчик этот запачкал вовсе не «Росбалт», а как-то сами справились. Ну и солидности России в мире это все не добавляет, а вот скандальности — напротив.

Mit freundlichen Grüßen,

Николай Ульянов, главный редактор ИА «Росбалт»